римский поэт. Свой талант развивал под заботливым наблюдением отца, который держал сначала в Неаполе, а затем и в Риме грамматическую школу и успешно занимался поэзией. В юности читал свои произведения на литературных конкурсах-агонах, учрежденных императором Домицианом. Получил первое место за панегирик, прославляющий победы императора в Германии и Дакии, в 94 г. не нашла признания его эпическая поэма о войне Домициана с германцами «О Германской войне». По-видимому, разочарованный этой неудачей, он возвратился в родной Неаполь, где и умер. Из его обширного литературного наследия сохранилось 3 произведения: «Фиваида» (вероятно, 80-92 гг. н. э.) – мифологический эпос в 12 книгах, посвященный Домициану. Традиционный сюжет о братоубийстве и борьбе сыновей Эдипа за власть над Фивами использовался греческими поэтами с давних времен как в эпической поэзии, так и в трагедии, а примерно в 400 г. до н. э. Антимах Колофонский написал поэму с тем же названием. В поэме Стация можно найти реминисценции из Гомера, Еврипида и др., а из римских писателей – из Овидия, Сенеки, Лукана, Валерия Флакка. Композиция произведения выстроена по образцу «Энеиды» Вергилия, отсюда же происходит деление поэмы на 2 части. Первая описывает события, предшествующие походу (кн. I-VI), вторая – сам поход (кн. VII-XII). Неуклонное следование этому принципу отягощает произведение: немногие события, связанные с приготовлениями к походу, занимают только 3 первых книги и часть четвертой, а остальное поэт вынужден был заполнить отвлеченным повествованием о Гипсипиле и Офельте. Зато вторая часть поражает обилием кровавых сцен битвы, исполненных напряжения, которые идут одна за другой. На эпической технике лежит отпечаток влияния Вергилия; кроме традиционных божеств, определяющих судьбы героев, поэт вводит персонифицированные абстрактные понятия, такие как Мужественность, Благочестие, Страх. Влияние Вергилия можно проследить в описаниях сражений, игр, местности и т. д. Стаций часто пишет в маньеристическом стиле своей эпохи, избыток риторических средств приводит его к искусственности и преувеличениям. «Фиваида» Стация является единственным сохранившимся произведением, которое в эпической форме раскрывает тематику, принадлежавшую до сих пор драме. Его другим произведением была «Ахиллея», тоже мифологическая поэма в 2 книгах. «Ахиллея», начатая в 95 г., была издана посмертно. Поэт рассказал только историю о том, как Ахилл скрывался среди дочерей Ликомеда на Скиросе, где его нашел Одиссей. Но он намеревался, как сам указывает во вступлении, описать все деяния Ахилла. В конце жизни Стаций создал также «Сильвы» (так называлось собрание множества различных предметов). Это были произведения, написанные при разных обстоятельствах и затем собранные в 4 книгах, каждую из которых предваряло прозаическое посвящение одному из покровителей. После смерти Стация была издана кн. V, содержавшая остальные произведения этого типа, но уже без посвящений. Весь сборник включал 32 произведения; это впоследствии систематизированные стихи на случай, различной тематики и характера. Среди них можно найти панегирики в честь Домициана и др., произведения, написанные на заказ для прославления общественных построек, произведений искусства, имеются скорбные элегии и стихи по поводу частных событий и праздников: дней рождения, свадеб, кончин. Некоторые из них довольно личные, лирического характера, например прекрасный эписодий на смерть отца Стация. Разнообразному содержанию соответствовало разнообразие формы произведений: повествование, письмо, элегия и т. д. – и стиль, который менялся в зависимости от тематики. Менее разнообразна метрика: преобладает гекзаметр, но имеются также одиннадцатисложники, алкеевы и сапфические строфы. «Сильвы», несмотря на обилие риторики, свидетельствуют об импровизаторском таланте автора и его хорошем владении поэтическим ремеслом. Наряду с произведениями Марциала, Ювенала и письмами Плиния Младшего они представляют ценный источник сведений об эпохе, ее традициях и придворных обычаях при Домициане, свидетельствуют о зависимости поэта от его покровителей. Последующие поколения относились к произведениям Стация с почтением, его эпосы охотно читались в античности и в средние века, они в значительной степени повлияли на Данте (который ставил Стация наравне с Вергилием) и поэтов барокко.
Досье личности
СТАЦИЙ Публий Папиний
Имя латиницей: Statius Publius Papinius
Пол: мужской
Дата рождения: приблизительно 00.00.40
Дата смерти: приблизительно 00.00.96 Возраст (56)
Знак зодиака: Неизвестно
По восточному: Крыса
География: РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ.
Ключевые слова: автор, литература, поэт.
Anno: 0070
Публий Папиний СТАЦИЙ
- АНТИМАХ из Колофона (430 до н.э. - 340 до н.э.)
- ВАЛЕРИЙ ФЛАКК (30 - 90)
- ВЕРГИЛИЙ (70 до н.э. - 19 до н.э.)
- ГОМЕР (780 до н.э. - 712 до н.э.)
- ДАНТЕ Алигьери (1265 - 1321)
- ДОМИЦИАН I (51 - 96)
- ЕВРИПИД (480 до н.э. - 406 до н.э.)
- ЛИСИПП (390 до н.э. - 300 до н.э.)
- ЛУКАН Марк Анней (39 - 65)
- ЛУЦИЙ Венулей Монтан Апрониан (40 - 105)
- МАРЦИАЛ (40 - 104)
- ОВИДИЙ (43 до н.э. - 18)
- ПЛИНИЙ Младший (61 - 113)
- ПРИСЦИАН (480 - 545)
- СЕНЕКА (4 - 65)
- ЮВЕНАЛ (50 - 127)
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- ru.wikipedia.org
- www.ancientrome.ru
- ФИВАИДА