афинский тиран в 560-527 гг. до н. э. (с перерывами). Принадлежал к знатному роду Писистратидов, возводившему себя к Нестору, царю Пилоса, участнику Троянской войны, и его сыну Писистрату (который упоминается в «Одиссее» и в честь которого и был назван). Мать Писистрата была двоюродной сестрой матери Солона. Выдвинулся во время войны афинян с мегарцами (570 или 565 гг. до н. э.), когда захватил у мегарцев их гавань Нисею. Отличаясь красотой, умом, ораторскими способностями и личным обаянием, он сумел создать себе большую популярность у афинян, особенно у бедных крестьян с гор и вообще малоимущей части населения. Во время десятилетнего отсутствия Солона в Афинах боролись две партии: умеренно-демократические «паралии» (приморские), представлявшие собой, как полагают, связанный с торговлей элемент под предводительством Мегакла, главы рода Алкмеонидов; и олигархические «педиеи» («равнинные»), представлявшие собой связанную с традиционной аристократией крестьянство под предводительством Ликурга, сына Аристолаида. Создал и возглавил третью партию – «гиперакриев», или «диакриев» («горных» – жителей гористой северо-восточной части Аттики). К ним, согласно Аристотелю, примкнули люди с нечистой совестью, боявшиеся наказания, и люди, потерявшие деньги в результате проведенной Солоном долговой реформы. Замыслив совершить государственный переворот и стать тираном, он прежде всего стремился легально получить телохранителей, для чего, по рассказу Геродота, «он изранил себя и своих мулов и затем въехал на повозке на рыночную площадь, якобы спасаясь от врагов, которые хотели его избить, когда он ехал по полю». Афиняне, потрясенные этим нападением на всеобщего любимца, собрали Народное собрание и особым законом разрешили ему набрать отряд из крестьянских парней, вооруженных дубинами. С этими «дубинщиками» Писистрат неожиданно захватил Акрополь и овладел властью в городе. При этом он, однако, не отменил введенной Солоном конституции, но, по выражению Геродота, «руководил государственными делами справедливо и дельно». Однако он был изгнан объединившимися сторонниками Мегакла и Ликурга, которые, однако, затем вновь вступили в борьбу между собой, и Мегакл предложил изгнанному Писистрату союз, скрепленный браком (он выдал за Писистрата дочь Койсиру). Для возвращения Писистрата (558 г. до н. э.) было предпринято следующее: Мегакл нашел некую женщину высокого роста и величественного вида по имени Фия (впоследствии ставшую женой сына Писистрата Гиппарха); одел ее в доспехи, так что она должна была изображать богиню Афину, и в ее сопровождении, как бы под покровительством самой богини, Писистрат торжественно въехал в город. Писистрат очень быстро рассорился с Мегаклом (по Геродоту потому, что, имея взрослых сыновей и гнушаясь «килоновой скверны», сходился с женой исключительно «противоестественым образом»; по догадкам современных ученых, тут могла быть замешана и борьба за власть). В результате Мегакл вновь объединился с Ликургом, и соединенными усилиями они вновь изгнали Писистрата в 555 г. до н. э. На этот раз к нему был применен закон о тирании, его имущество конфисковано и продано с торгов (при чем покупать его не решался никто, кроме богача Каллия, близкого к Солону и Алкмеонидам). Писистрат же, отправившись со своими «копьеносцами» во Фракию, захватил там серебряные Пангейские рудники, благодаря чему получил финансовые возможности для дальнейшей борьбы. В результате он получил поддержку в Эретрии, на Евбее, в Аргосе и в Фивах, от влиятельного наксосца Лигдамида и от фессалийцев. Около 545 г. до н. э., после 10 лет изгнания, он высадился со своими сторонниками и наемниками в Марафоне, получил массовую поддержку от крестьян, с этим войском двинулся на Афины и занял их, неожиданным нападением разогнав выступившее против него городское ополчение. Вскоре после этого, он сумел во время праздника хитростью отобрать оружие у афинян и после этого стал безусловным хозяином города; его противники из знатных родов частью бежали (как Алкмеониды), частью были изгнаны (как отец Мильтиада Кимон, впоследствии, правда, вернувшийся), а их земли конфискованы. Писистрат взимал относительно умеренный налог (десятину с доходов земледелия), организовал «сельских судей» (что-то вроде мировых судей), чтобы крестьянам для решения мелких дел не нужно было терять время в городе; обеспечивал инвалидов, получивших увечья в войне. Он также роздал крестьянам земли, конфискованные у своих аристократических противников. Как видно, он в целом стремился удовлетворить интересы небогатого крестьянства, которое сложило поговорку: «тирания Писистрата – это жизнь при Кроносе» (то есть «золотой век»). Писистрат по прежнему сохранял конституцию Солона, осуществляя власть внешне в республиканских формах (то есть он сам или его родственники и близкие занимали высшие должности); он демонстрировал свою законопослушность, так что даже явился в суд, когда его вызвал какой-то гражданин по обвинению в убийстве (однако сам обвинитель явиться побоялся). Андротион утверждает, что авторство закона о праздности, приписываемого Солону, на самом деле принадлежит Писистрату. Согласно этому закону, ареопаг должен был наблюдать за средствами и образом жизни каждого афинского гражданина; праздных следовало наказывать. Этот закон улучшил земледелие и восстановил спокойствие в городе. Писистрат отличался снисходительностью: так, когда имевший малородную землю крестьянин пожаловался ему на высокий земельный налог (не зная, что перед ним сам Писистрат), то тиран, восхитившись его смелостью и прямодушием, освободил его от всех налогов. Из других деяний Писистрата следует отметить широкомасштабные работы, среди прочего дававшие пропитание беднякам: постройку порта Пирей; постройку нового Акрополя в Афинах, с роскошными (по тем временам) храмами Афины Паллады и Аполлона Пифийского; постройку храма Деметры в Элевсине; постройку в Афинах рынка и водопровода «Эннеакрунос» («Девятиструйный источник», служивший вплоть до XVIII в.) организацию праздников Панафиней и особенно «Великих Панафиней» (раз в четыре года) с всегреческими играми на них; на Панафинеях декламировались поэмы Гомера, которые тогда же по приказу Писистрата были впервые записаны. Он также ввел в качестве общегосударственного крестьянский праздник Дионисий, на котором тогда впервые стали устраиваться театральные представления. Он запретил частным лицам чеканку монеты и ввел единую государственную монету, т. н. «сову» – серебряную тетрадрахму весом ок. 13 г с изображением Афины на лицевой и совы на оборотной стороне. Политическим кредо Писистрата было «Пусть народ занимается своими делами, а я позабочусь об общественных». Он вел также активную внешнюю политику. Одним из первых его действий была военная экспедиция на Наксос, в результате которого тираном Наксоса был поставлен помогший ему в борьбе Лигдамид. Он захватил город Сигей на азиатском побережье Геллеспонта (важный ввиду своего положения в черноморских проливах) и посадил там правителем своего побочного сына Гегесистрата.
Досье личности
ПИСИСТРАТ
Имя латиницей: Peisistratos
Пол: мужской
Дата рождения: реконструировано 00.00.607 до н.э.
Место рождения: Афины
Дата смерти: приблизительно 00.00.528 до н.э. Возраст (79)
Знак зодиака: Неизвестно
География: БАЛКАНЫ, ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ, СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ.
Ключевые слова: власть, политика, правитель, царь.
Anno: -0560
ПИСИСТРАТ
ПИСИСТРАТ в фотографиях:
- АДРИАН I Публий Элий (76 - 138)
- АНАКРЕОНТ (570 до н.э. - 478 до н.э.)
- АРИСТОТЕЛЬ (384 до н.э. - 322 до н.э.)
- ГЕГЕСИСТРАТ (567 до н.э. - 498 до н.э.)
- ГЕРОДОТ (490 до н.э. - 425 до н.э.)
- ГИППАРХ Писистрат (560 до н.э. - 514 до н.э.)
- ГИППИЙ Писистрат (564 до н.э. - 498 до н.э.)
- ГОМЕР (780 до н.э. - 712 до н.э.)
- КИМОН (полководец) (525 до н.э. - 449 до н.э.)
- КЛИСФЕН (565 до н.э. - 495 до н.э.)
- ЛИКУРГ Лакедемонский (880 до н.э. - 820 до н.э.)
- МИЛЬТИАД (полководец) (550 до н.э. - 489 до н.э.)
- ОНОМАКРИТ (530 до н.э. - 480 до н.э.)
- СИМОНИД Кеосский (556 до н.э. - 468 до н.э.)
- СОЛОН (640 до н.э. - 559 до н.э.)
- Большая советская энциклопедия. 3-е издание
- http://ru.wikipedia.org
- http://www.krugosvet.ru
- http://www.e-reading.org.ua
- http://www.hrono.ru
- http://travels.co.ua
- http://myths.su