древнегреческий драматург, «отец трагедии». Происходил из знатного рода в Элевсине, принимал участие в важнейших сражениях Греко-персидских войн: при Марафоне (490 г. до н. э.), Саламине (480 г. до н. э.) и, возможно, Платеях (479 г. до н. э.). На состязании трагических поэтов выступил впервые в 500 г. до н. э., первую победу одержал в 484 г. до н. э. Впоследствии еще 12 раз занимал 1-е место, а после его смерти (в Сицилии) было разрешено возобновлять его трагедии на правах новых драм. Введя 2-го актера и уменьшив роль хора, он превратил трагедию-кантату, какой она была еще у Фриниха, в трагедию – драматическое действие, в основе которого лежало жизненно важное столкновение личностей и их миропонимания. Еще большему углублению конфликта способствовало введение им в «Орестею», по примеру Софокла, 3-го актера. Всего он написал свыше 80 произведений (трагедий и сатировских драм), объединенных большей частью в связные тетралогии. До нас дошли полностью 7 трагедий и значительное количество фрагментов. Надежно датируются трагедии «Персы» (472 г. до н. э.), «Семеро против Фив» (467 г. до н. э.) и трилогия «Орестея» (458 г. до н. э.), состоящая из трагедий «Агамемнон», «Хоэфоры» («Плакальщицы», «Жертва у гроба») и «Евмениды». Трагедию «Молящие» («Просительницы») обычно относили к раннему периоду его творчества. После открытия в 1952 г. папирусного отрывка дидаскалии к трилогии «Данаиды» (в состав которой входили «Молящие») большинство исследователей склонны датировать ее 463 г. до н. э. Нет единогласия в определении даты «Прометея прикованного»; его стилистические черты говорят скорее в пользу поздней датировки. Идейное содержание творчества Эсхила и художественные особенности его драм отражают, с одной стороны, процесс окончательного оформления афинского демократического полиса во 2-й половине V в., с другой – завершение стилистических традиций древнегреческой архаики и переход к искусству зрелой классики. В мировоззренческом плане для Эсхила характерно глубокое убеждение в конечной разумности космоса, существующего по законам вечной справедливости под наблюдением бессмертных богов. В стилистическом плане его дошедшие трагедии демонстрируют мастерское владение приемами архаического повествования (композиционная симметрия, рамочная структура, лексические скрепы) и их преодоление с целью подчинения элементов архаической техники новому единству. Так создается фронтонная композиция отдельной трагедии, в которой части, расположенные симметрично вокруг центрального ядра, объединяются лексическими и ритмическими скрепами, а также целой системой лейтмотивов. В «Орестее» фронтонная структура в свою очередь преодолевается благодаря динамической устремленности действия к кульминации, перемещающейся в каждой трагедии из центра к ее завершению. Особо следует отметить язык Эсхила: он отличается возвышенностью, смелыми речевыми образами, сложными определениями, неологизмами, причем от ранних трагедий к поздним возрастает содержательность языковых характеристик. Своим творчеством он заложил основу для афинской драмы, где опыт «отца трагедии» использовался и переосмыслялся его преемниками – Софоклом и Еврипидом.
[removed][removed]