древнегреческий философ, последний глава основанной Платоном Академии. Его схолархат – эпоха т. н. «4-й Академии». Еще на родине слушал ученика Карнеада Калликла. Ок. 24 лет приехал в Афины и в течение 14 лет был слушателем Клитомаха, после его смерти стал во главе Академии, единство позиции которой подчеркивал. В 88 г. до н. э. из-за войны с Митридатом уехал в Рим, где написал сочинение («римские книги»), ставшее поводом для разрыва с ним его ученика Антиоха Аскалонского. Вероятно, он не вернулся в Афины. Арий Дидим приводит большую выдержку из его сочинения «Основные разделы философии». Вероятно, на какое-то сочинение Филона опирается «Лукулл» Цицерона; его влияние усматривалось также во всех пяти книгах «О природе богов», «Об ораторе», «О крайнем добре и крайнем зле». Филон поначалу придерживался строгой антистоической позиции своего учителя Клитомаха, признавая «воздержание от суждения» и «непостижимость» в качестве оппозиции стоическому учению о «постигающем представлении». Но постепенно принимает более мягкую позицию: хотя вещи не воспринимаемы в соответствии со стоическим критерием, они воспринимаемы в соответствии с природой вещей. Нумений уточняет, что вместо стоического «постигающего представления» Филон стал признавать в качестве критерия «очевидность» и согласованность данных чувственного восприятия. В поздний период Филон также отказался от полного отрицания риторики. Мы не знаем его этических воззрений, но по введению к этическому разделу его «Основных разделов философии» видно, что он откликался (вероятно, прежде всего критически) на разработку в эллинистических школах основных пунктов этического учения: философия как медицина, необходимость очищения души от ложных мнений, учение о цели (счастье) и видах жизни, а также о законах государства и правилах частной жизни. Несмотря на явственное изменение позиции Филона к концу жизни, руководимая им до 88 г. до н. э. «4-я Академия», вероятнее всего, оставалась ортодоксально скептической. В то же время само его стремление отказаться от деления Академии на Древнюю и Новую и заново обосновать скептицизм ссылками на позицию Платона и Сократа было свидетельством общей тенденции этого периода вернуться к учениям и текстам основателя школы.
Досье личности
ФИЛОН из Лариссы
Имя латиницей: Philo of Larissa; Philon
Пол: мужской
Дата рождения: приблизительно 00.00.154 до н.э.
Дата смерти: приблизительно 00.00.83 до н.э. Возраст (71)
Знак зодиака: Неизвестно
География: БАЛКАНЫ, ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ, СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ.
Ключевые слова: знание, наука, философ.
Anno: -0088
ФИЛОН из Лариссы
- АНТИОХ из Аскалона (130 до н.э. - 68 до н.э.)
- АРИЙ Дидим (70 до н.э. - 10)
- ДИОДОТ (философ) (140 до н.э. - 59 до н.э.)
- КАРНЕАД из Кирены (214 до н.э. - 129 до н.э.)
- КЛИТОМАХ (145 до н.э. - 70 до н.э.)
- МЕТРОДОР Стратоникейский (170 до н.э. - 100 до н.э.)
- МИТРИДАТ VI Евпатор (134 до н.э. - 63 до н.э.)
- МНЕСАРХ (160 до н.э. - 85 до н.э.)
- ПЛАТОН (философ) (427 до н.э. - 347 до н.э.)
- СОКРАТ (469 до н.э. - 399 до н.э.)
- ХАРМАД (168 до н.э. - 95 до н.э.)
- ЦИЦЕРОН Марк Туллий (106 до н.э. - 43 до н.э.)
- ФЕОПОМП (историк)
- ФЕОПОМП (царь)
- ФЕРАМЕН
- ФЕРЕКИД
- ФЕРЕКИД Леросский
- ФЕРОН
- ФЕСПИС
- ФИБРОН
- ФИДИЙ
- ФИДОН
- ФИЛАРХ
- ФИЛЕМОН
- ФИЛЕТ Косский
- ФИЛИПП Опунтский
- ФИЛИСК
- ФИЛИСТ Сиракузский
- ФИЛОДЕМ из Гадары
- ФИЛОКСЕН (скульптор)
- ФИЛОКСЕН (художник)
- ФИЛОКСЕН из Киферы
- ФИЛОЛАЙ
- ФИЛОМЕЛ
- ФИЛОН Византийский
- ФИЛОН из Лариссы
- ФИЛОН из Мегары
- ФИЛОПЕМЕН
- ФИЛОСТРАТ I
- ФИЛОСТРАТ Лемносский III
- ФИЛОСТРАТ Младший IV
- ФИЛОСТРАТ Флавий Старший
- ФИЛОХОР
- ФИНТ
- ФИНТИЙ
- ФОКИОН
- ФОРМИОН
- ФРАСИБУЛ (полководец)
- ФРАСИБУЛ (тиран)
- ФРАСИЛЛ
- ФРАСИМАХ
- ФРИНА
- ФРИНИХ
- ФУКИДИД (историк)
- ФУКИДИД (политик)
- ХАБРИЙ
- ХАРЕС (вазописец)
- ХАРЕС (военачальник)
- ХАРЕС (скульптор)
- ХАРИДЕМ
- ХАРИЛАЙ
- ХАРМАД
- ХАРМИД
- ХИЛОН Спартанский
- ХРЕМОНИД
- ХРИСИПП из Сол
- ЦЕЦИЛИЙ Калактийский
- ЭАКИД
- ЭВАГОР I
- ЭВАНДР из Фокиды
- ЭВБУЛ
- ЭВДАМИД I
- ЭВДАМИД II
- ЭВДАМИД III
- ЭВКТЕМОН
- ЭВМЕН