Досье личности

Ценность: 1,75 (12)

Симпатия: 1,75 (12)

дата обновления - 2018-01-30

просмотров - 2

КЛИТОМАХ

Другое имя: Гасдрубал – пуническое имя

Имя латиницей: Clitomachus; Kleitomachos; Hasdrubal

Пол: мужской

Дата рождения: оценка 00.00.145 до н.э.

Место рождения: Карфаген, Северная Африка

Дата смерти: оценка 00.00.70 до н.э. Возраст (75)

Знак зодиака: Неизвестно

География: БАЛКАНЫ, ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ, СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ.

Ключевые слова: знание, наука, философ.

Anno: -0100

КЛИТОМАХ

древнегреческий философ. Родом из Карфагена, где носил пуническое имя Гасдрубал. У себя на родине, он занимался философией на родном языке, что говорит о том, что в Карфагене была философская литература. В 40 лет (по другим сведениям, в 24 или в 28 лет) Клитомах приехал в Афины (грамматик Стефан Византийский утверждает, что на тот момент Клитомах почти не знал греческого языка) и стал слушать Карнеада где изучал философию стоиков и перипатетиков. Приметив и одобрив его прилежание, Карнеад побудил его изучить греческую словесность и сам занимался с ним. Через некоторое время, Клитомах стал преемником его в управлении Новой Академией, основанной Платоном. Он продолжал преподавание в Афинах вплоть до 111 г. до н. э. где его застал римский политик Луций Лициний Красс. О гибели родного города в ходе Третей Пунической войны, узнал живя в Афинах. Написал слова соболезнования в адрес своих соплеменников, когда узнал о гибели Карфагена. Под конец долгой жизни в Афинах познакомился с молодым Цицероном. Имел афинское гражданство и даже был избран в совет. Принадлежал к школе скептицизма. Свои труды, по традиции времени, приписывал своему учителю. В них он выступает против стоицизма, отчасти и эпикуреизма. Знание невозможно, потому что нельзя найти критерия истины, то есть такого признака, по которому можно отличить истинное представление от ложного; это одинаково применимо как к ощущениям, так и к понятиям. Представление, которое само по себе имеет характер истинности, как учили стоики – заключает в себе противоречие. Но и доказательство невозможно, ибо оно ведет в бесконечность: каждое доказываемое положение основывается на другом, это – на третьем и т. д. Если же остановиться на каком-либо положении, то окажется, что само доказательство не доказано. Невозможно доказательство и со стороны содержания, которое, по мнению Карнеада, заимствуется рассудком из восприятий – а в них нет возможности различить истинное от ложного. Особенно подробно опровергал он стоическую физику и теологию, указывая на догматичность стоической теологии. В понятии божества он указывал противоречие признаков – личности и бесконечности. Личность непременно вносит ограничение в понятие бесконечности; такое же противоречие и в признаках жизни, и вечности: живой Бог не может быть вечным. Жизнь предполагает ощущения, ощущения – изменчивость, что противоречит неизменности божества. По таким же основаниям он не находит возможным приписать божеству добродетели – мудрость и прочее. Далее, Бог не может быть ни телесным, ни бестелесным; он не может быть ни ограниченным, ни безграничным. Но отсюда нельзя еще заключать, что он был атеистом; он отрицал только возможность познания божества. Ратовал также против предсказаний и мантики вообще, возражая против стоического фатализма; целью его при этом, очевидно, была критика учения о причинности, а не защита свободы как таковой. Подобно софистам, отрицал естественное право, ссылаясь на изменчивость нравственных воззрений и положительных законодательств у различных народов. Невозможность истинного познания не исключает некоторых предположений, более или менее вероятных, в которых человек нуждается для практической деятельности. Отсюда его учение о вероятности и трех ее степенях: 1-я степень – представление, вероятное само по себе, но не имеющее подтверждения в других представлениях; 2-я степень вероятности – та, которая не опровергается другими представлениями; 3-я, высшая – представление, не опровергаемое, а подтверждаемое другими представлениями. Это учение это несколько напоминает теорию Милля о возникновении необходимых истин. Биограф философов Диоген Лаэртский писал о Клитомахе: «Усердие его дошло до того, что он написал свыше 400 книг… Во всех школах, акадимической перипатической и стоической, он был самым приметным человеком». Из многочисленных сочинений Клитомаха не сохранилось ничего; Цицерон называет одно из них – «О воздержании от суждения».

Медиа (0)
Связи (10)
Источники (2)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх