Досье личности

Ценность: 1,75 (12)

Симпатия: 1,75 (12)

дата обновления - 2018-06-01

просмотров - 3

АРИЙ Дидим

Имя латиницей: Arius Didymus

Пол: мужской

Дата рождения: реконструировано 00.00.70 до н.э.

Дата смерти: реконструировано 00.00.10 Возраст (80)

Знак зодиака: Неизвестно

География: БАЛКАНЫ, ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ, СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ.

Ключевые слова: знание, наука, политика, философ.

Anno: -0016

АРИЙ Дидим

древнегреческий философ-стоик и политический деятель времен императора Октавиана Августа. Почти все, что касается его биографии и сочинений – предмет предположений и реконструкций. Полное имя «Арий Дидим» встречается у Евсевия Кесарийского как имя автора доксографического сочинения «Эпитома», цитируемый Евсевием фрагмент посвящен учению стоиков о боге и устроении космоса. Принимая во внимание ссылки на авторов, известных по имени «Арий» либо «Дидим», составителя «Эпитомы» отождествляют: 1) с философом Арием Александрийским, приближенным императора Октавиана Августа, 2) «Дидимом», автором сочинения «О взглядах Платона», которое также цитирует Евсевий Кесарийский и «Дидимом», которого цитирует Иоанн Стобей. Сохранились разнообразные биографические сведения об Арие как друге и советнике императора Октавиана Августа, назначенном прокуратором Сицилии. Светоний приводит имена сыновей Ария – Никанор и Дионисий – и отмечает их образованность, представлявшую интерес для Августа. Будучи приближенным к семье императора Августа, Арий написал «Утешение к Ливии на смерть Друза» – философическое послание к жене Августа, потерявшей сына. Дата этого события (9 г. до н. э.) важна для уточнения датировки жизни самого Ария. Впоследствии его «Утешение к Ливии» стало образцом для Сенеки, который, возможно, приводит пересказ некоторых его частей в своем «Утешении к Марции». Климент Александрийский упоминает о сочинении некоего Дидима «О пифагорейской философии», что, возможно, также имеет отношение к Арию Дидиму и его компендию. К стоикам его относят по следующим основаниям: 1) хорошее знание стоической философии, особенно этики, представленное в «Эпитоме»; 2) характер цитирования стоиков и наличие полемических замечаний по адресу перипатетиков в том же произведении; 3) маргиналии в рукописях и F седьмой (посвященной стоикам) книги Диогена Лаэртия, согласно которым конец этой книги содержал утраченное «жизнеописание Ария». «Эпитома» Ария, составленная в большей мере на основе предшествующих учебников и компиляций, чем на оригинальных источниках, реконструируется на основании цитат в «Приготовлении к Евангелию» Евсевия Кесарийского и «Антологии» Стобея (реконструкция учитывает также некоторые анонимные фрагменты доксографического сочинения, цитируемого ими). До сих пор не было попытки объединить тексты, приведенные у Г. Дильса, и тексты у Стобея в одном издании. Тематически фрагменты относятся к физике и этике; возможно, в компендий Ария были включена и логика (т. н. «скептический» фрагмент, предположительно служил введением к логическому разделу, в нем приведены наиболее общие определения философии). Таким образом, в сочинении мог быть выдержан традиционный принцип разделения философии на три вида – логику, физику и этику – для каждого из разделов, посвященного отдельной школе. Как доксограф Арий демонстрирует обширную эрудицию и педантичное внимание к деталям; представляют интерес его принципы подбора и организации материала. Он не всегда сохраняет нейтральную позицию по отношению к излагаемому материалу, допуская полемические замечания (чаще всего, против учения перипатетиков). Трудно решить, характеризуют ли имеющиеся в тексте Ария дословные повторы его авторский стиль или стиль работы позднейших доксографов. Т. н. «физические» фрагменты, собранные у Дильса, относятся к Платону и его учению об идеях, Аристотелю и различным аспектам его учения о природе: форме и материи, элементах, времени, небесных телах, метеорологических явлениях, чувственном восприятии и основоположениям философии стоиков: понятиям «причина», «тело», «сущность», учению о космосе, пневме, превращениям элементов и пр., при этом стоические материалы тщательно атрибутированы конкретным авторам (Зенону, Хрисиппу, Аполлодору Селевкийскому, Посидонию и др.), а не представлены как мнения «школы вообще». Этические фрагменты представляют тот же школьный спектр и в том же пропорциональном соотношении: учение Платона и академиков, перипатетиков и стоиков. К числу представляющих особую ценность сведений, выписанных Стобеем из компендия Ария, относятся академические разделения этической философии согласно Филону из Лариссы на 6 частей и согласно Евдору Александрийскому на 3 части. В этическом разделе компендия Арий детально обсуждает особенности трактовки в каждой школе основных этических понятий: «нрав», «страсть», «конечная цель», «счастье», а также учение о благе, зле, добродетели и ее видах. В перипатетическом разделе особое внимание уделено понятию дружбы, в стоическом – идеалу мудреца. Стоический раздел сочинения Ария Дидима, по-видимому, лег в основу стоической доксографии у Диогена Лаэртия – полагают, что последняя представляет собой сокращение доксографии Ария, поскольку структурно и содержательно следует фрагментам его сочинения, сохраненным у Стобея. Кроме того, стоический раздел компендия Ария содержательно близок стоической доксографии из 3-й книги трактата Цицерона «О пределах добра и зла» (датируется 45 г. до н. э.).

Медиа (0)
Связи (17)
Источники (2)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх