византийский философ, комментатор Аристотеля, один из последних известных представителей Александрийской школы неоплатонизма. Как и Давид, предположительно, был учеником Олимпиодора и, судя по имени, христианином. Его пример показывает, что в конце VI в. античную философию в Александрии преподавали профессора-христиане (в Афинах после 529 г. н. э. преподавание философии было прекращено). Никаких биографических данных о нем не сохранилось, ни Фотий (IX в.) в «Библиотеке», ни лексикон Суда (X в.) не упоминают философа с таким именем. Философский курс, который Элий читал в Александрии, был ограничен логикой Аристотеля. Сохранились его комментарий к «Введению» Порфирия, к «Категориям» и «Первой Аналитике I» Аристотеля, а также ряд схолиев к «Об истолковании». По-видимому, у него был некий комментарий к сочинению Галена «О школах». О его комментариях к текстам Платона сведений нет. Экзегезу Элия отличают характерные для школьных неоплатонических комментариев позднего периода черты. Его комментарий к «Введению» начинается традиционным для неоплатонических комментариев общим «Введением в философию». Пролегомены Элия состоят из 12 лекций, в которых он: 1) определяет предмет и цель философского знания (с обсуждением всех известных из истории философии определений); 2) объясняет, что предстоит изучать его слушателям и 3) призывает их к усердным занятиям философией. Этот вводный курс с элементами протрептика свидетельствует о его стремлении сразу же погрузить своих слушателей в мир классической учености; текст изобилует цитатами и разнообразными отсылками к авторитетным именам: чаще всего цитируются Платон и Гомер, а также Аристотель, Плотин, Прокл, Марин, Гиерокл, Пифагор, Архилох, Феогнид, Геродот, Каллимах, Демосфен, Софокл, Еврипид, Менандр, Гален, стоики. Элий принимает и в своем рассуждении неоднократно возвращается к популярному в платонизме тезису о философии как «уподоблении богу». Комментарий на «Категории» издан согласно рукописному титулу как запись курса Давида, в начале комментария имеется общее введение в философию Аристотеля с двумя схемами из 8 основных («больший список») и 7 дополнительных («меньший список») вопросов. Говоря о качествах, которыми должен обладать комментатор, Элий подчеркивает независимость и объективность комментатора, который должен быть одновременно и комментатором, разъясняющим неясные места, и самостоятельным мыслителем, способным судить, что в тексте истинно, а что ложно. Комментатор «не должен быть аристотеликом, когда комментирует Аристотеля, и говорить, что нет ему равных в философии, а когда комментирует Платона – быть платоником и говорить, что нет философа равного Платону». Не надо совершать насилия над текстом, не надо во всем оправдывать древних, но следует помнить, что из двух «дорогих друзей», древнего автора и истины, «истина – дороже». Только у него можно найти ремарку, что традиционные схемы вопросов, известные из комментариев Аммония, впервые были разработаны его учителем Проклом. Его очень краткий комментарий к «Первой Аналитике» впервые был опубликован Вестеринком по тексту манускрипта XIII/XIV вв. По мнению другого исследователя, тексты, ныне приписываемые Элию, долгое время имели хождение как анонимные. Возможно, их автор, носящий монашеское христианское имя, не был христианином; в его комментариях нет ссылок на Библию, даже когда идет речь об истине, которую нужно предпочесть ошибочным суждениям древнего автора, однако много ссылок на языческих философов и мало совместимые с христианством идеи (о подражании философа солнцу, о вечности мира). Не исключено, что комментарии могли быть надписаны христианским именем Элия его средневековыми переписчиками.
Досье личности
ЭЛИЙ Александрийский
Имя латиницей: Aelius
Пол: мужской
Дата рождения: реконструировано 00.00.540
Дата смерти: реконструировано 00.00.600 Возраст (60)
Знак зодиака: Неизвестно
По восточному: Обезьяна
География: БАЛКАНЫ, БЛИЖНИЙ ВОСТОК, ВИЗАНТИЯ, СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ.
Ключевые слова: знание, наука, философ.
Anno: 0578
ЭЛИЙ Александрийский
- АНАКСАРХ (380 до н.э. - 320 до н.э.)
- АНДРОНИК Родосский (50 до н.э. - 10)
- АРИСТОТЕЛЬ (384 до н.э. - 322 до н.э.)
- АРХИЛОХ (660 до н.э. - 610 до н.э.)
- ГАЛЕН Клавдий (129 - 201)
- ГЕРОДОТ (490 до н.э. - 425 до н.э.)
- ГИЕРОКЛ Александрийский (300 - 360)
- ГОМЕР (780 до н.э. - 712 до н.э.)
- ДЕМОСФЕН (оратор) (384 до н.э. - 322 до н.э.)
- ЕВРИПИД (480 до н.э. - 406 до н.э.)
- КАЛЛИМАХ (поэт) (310 до н.э. - 240 до н.э.)
- МАРИН Неаполитанский (450 - 495)
- МЕНАНДР (340 до н.э. - 290 до н.э.)
- ОЛИМПИОДОР Младший (495 - 570)
- ПИФАГОР Самосский (569 до н.э. - 491 до н.э.)
- ПЛАТОН (философ) (427 до н.э. - 347 до н.э.)
- ПЛОТИН (204 - 270)
- ПРОКЛ Диадох (412 - 485)
- СОФОКЛ (496 до н.э. - 406 до н.э.)
- ФЕОГНИД из Мегары (600 до н.э. - 550 до н.э.)
- ФОТИЙ I (патриарх Константинопольский) (810 - 890)
- ШИДИЯК Фарис Юсуф Ахмед
- ШИНАСИ Ибрахим
- ШИРВАНИ Гайджи Зейналабдин
- ШИШАКЛИ Адиб
- ШЛЕНСКИЙ Авраам
- ШНЕУР-ЗАЛМАН из Ляды
- ШОЛЕМ Гершом
- ШПРИНЦАК Иосиф
- ШТУРМАН Дора Моисеевна
- ШУКРИ Абдаррахман
- ШУСТЕР Морган
- ЫЛГАЗ Рифат
- ЭАНАТУМ
- ЭБЕОГЛУ Назиф Сулейман
- ЭВАГОР I
- ЭВЛИЯ ЧЕЛЕБИ
- ЭВРЕН Кенан
- ЭГБАЛЬ Манучехр
- ЭДЕСИЯ
- ЭДЖЕВИТ Бюлент
- ЭЙЗЕНШТАДТ Шмуэль Ной
- ЭКИМЯН Алексей Гургенович
- ЭЛИАВА Лиана Тарасовна
- ЭЛИЙ Александрийский
- ЭЛУ Шарль
- эль-БАРАДЕЙ Мохаммед
- ЭМИН-ПАША
- ЭНВЕР-паша
- ЭРБАКАН Неджметтин
- ЭРГЮПЛЮ Суат Хайри
- ЭРДЕШ Пол
- ЭРДОГАН Реджеп Тайип
- ЭРДУРАН Айла
- ЭРИМ Нихат
- ЭРКИН Ульви Джемаль
- ЭРКОМАИШВИЛИ Анзор Давидович
- ЭСФЕНДИАРИ М. Ферейдун
- ЭФЕНДИЕВ Ильяс Магомед оглы
- ЭФЛЯТУН Джем Гюней
- ЭШКОЛ Леви
- ЭШРЕФ Мехмет
- ЮВЕНАЛИЙ (патриарх Иерусалимский)
- ЮГ I
- ЮГ II
- ЮГ III
- ЮГ IV
- ЮЗЕФ II
- ЮНКЕР Герман
- ЮНУС ЭМРЕ
- ЮРДАКУЛ Мехмет Эммин
- ЮСРИ Мадиха
- ЮСТИН I
- ЮСТИН II
- ЮСТИНИАН I
- ЮСТИНИАН II Ринотмит
- ЮСУФ ибн ТАШФИН
- ЮСУФ КАМАЛЬ
- ЯДИН Игель
- ЯДЛОВКЕР Герман
- ЯКУБИ
- ЯКУТ ар-Руми
- ЯЛГУЗИДЗЕ Иван Георгиевич
- ЯЛЧИН Хусейн Джахид
- ЯМВЛИХ I