древнегреческий оратор, вождь демократической антимакедонской оппозиции. Главным учителем его в красноречии был Исей, по некоторым известиям, Демосфен был также ревностным учеником Платона и Сократа. С юных лет, мечтая о славе оратора, он взял себе за образец Перикла и прилежно изучал Фукидида, переписав его восемь раз собственноручно. Афиняне в то время были очень избалованы по отношению к ораторам: от оратора требовались не только внутреннее содержание, но известная мимика, разные приемы рук, пальцев, положение тела во время речи, игра физиономии. Между тем Демосфен был косноязычен, имел слабый голос, короткое дыхание, привычку подергивать плечом и пр. Настойчивостью и энергией он победил все эти недостатки. Он учился ясно произносить слова, набирая в рот черепки и камешки, произнося речи на берегу моря, при шуме волн, заменявших в данном случае шум толпы; всходил на крутизны, громко читая поэтов; упражнялся в мимике перед зеркалом, причем спускавшийся с потолка меч колол его всякий раз, когда он, по привычке, приподнимал плечо. Изучая образцы красноречия, по неделям не выходил из комнаты, обрив себе половину головы, во избежание соблазна. Его первые попытки говорить публично не имели успеха; но, ободренный актером Сатиром, он продолжал работать над собой. В первый раз он обратил на себя серьезное внимание в процессе против своих опекунов Афоба и Анетора, ограбивших его во время малолетства. Демосфен выиграл процесс, но не вернул всего своего состояния. Политическая деятельность Демосфена началась с усилением Филиппа Македонского. Предвидя гибель афинской свободы, он выступил со своими знаменитыми филиппиками и олинфскими речами. В 352 г. до н. э. он в первый раз энергично указал афинянам на тайные замыслы Филиппа и побуждал сограждан пожертвовать всем для создания сильного флота и войска. Зорко следил он за всеми военными действиями Филиппа в Греции, горячо убеждая народ помогать противникам Филиппа, чтобы не дать ему усилиться. Демосфен не падал духом от неудач; но когда Филипп силой и хитростью завоевал Фокиду, поставил свои условия Фивам, избран был сам в число амфиктионова судилища и прислал послов в Афины, Демосфен произнес речь «О мире» и советовал уступить перевесу силы, в ожидании удобной минуты для новой борьбы. Он вошел в число послов, отправленных, чтобы заключить с Филиппом мирный договор, названный впоследствии Филократовым миром. Вскоре затем Филипп воспользовался враждой аргивян с лакедемонянами и послал на помощь первым войско и деньги, надеясь проникнуть этим путем в Пелопоннес. Тогда Демосфен, с другими послами из Афин, отправился удержать аргивян и мессенцев от союза с Филиппом. Несмотря на коварство Филиппа, послы которого уверяли афинян в его миролюбии и жаловались, что Демосфен напрасно восстановляет против него всю Грецию, Демосфен, благодаря страстному красноречию и глубокому убеждению, снова разоблачил его во второй своей филиппике и вложил в уста народа достойный ответ и вызов Филиппу. Заслуга Демосфена должна быть ценима на этот раз особенно высоко, потому что Филипп подкупами и другими средствами приобрел сильных друзей в Афинах; во главе их стоял Эсхин, явившийся опасным врагом Демосфена. С ним и его партией снова пришлось считаться Демосфену, когда Филипп завоевал Эвбею, все более угрожая свободе Афин. И на этот раз победили энергия, благородство и талант Демосфена. Он поднял всю Грецию против Филиппа. Фокион, во главе войска, собранного по настоянию Демосфена, изгнал из Эвбеи тиранов, посаженных Филиппом. Вскоре затем Филипп принужден был также снять осаду Коринфа. Демосфен был увенчан золотым венцом, на празднике больших Дионисий; но ему не суждено было завершить успешно дело рук своих. Третья Священная война позволила Филиппу проникнуть в самое сердце Греции; он захватил Элатею. Народ в Афинах пришел в отчаяние, узнав об этом. Один Демосфен не падал духом, и по его настоянию, при его личном содействии, между Афинами и Фивами состоялся договор, повлекший за собой две победы. В Афинах торжествовали, на голову Демосфена возложили венок; но радость эта была последней и короткой. Битва при Херонее, в 338 г. до н. э., положила конец свободе и независимости Греции. Филипп, по своему обыкновению, старался после победы приобрести расположение Афин, отпустив пленных без выкупа, выдав тела убитых и пр.; но Демосфен не переставал предостерегать доверчивых афинян. Он приобрел этим много врагов, так как лукавая кротость Филиппа и его деньги подкупали граждан. Однако, несмотря на происки Эсхина, Демосфен был снова увенчан народом. Борьба партий продолжалась много лет и окончилась полным торжеством Демосфена, после речи его «О венце». Это последнее состязание привлекло тысячи слушателей со всей Греции, и сам Эсхин признал совершенство красноречия своего знаменитого противника. Смерть Филиппа возбудила новые надежды. Демосфен убеждал не отдавать гегемонию в руки наследника Филиппа, надеясь поднять снова всю Грецию и другие народы, покоренные царем. Александр не дал опомниться противникам и быстро подавил волнение. Его победы не сломили духа Демосфена. Он воспользовался восстанием Фив, чтобы снова уговорить Афины свергнуть иго Александра. Александр усмирил восстание, жестоко наказал Фивы, потребовал от афинян выдачи Демосфена, но, уступая просьбам афинского народа, оставил ему благородного патриота. С этой поры, однако, судьба преследовала Демосфена. Он был впутан врагами в большой процесс, приговорен к уплате крупной суммы, и, не имея ее, бежал в Эгину и Трезену. Когда умер Александр, казалось, счастье снова повернулось в сторону Демосфена. Он вернулся из изгнания, афиняне с торжеством встретили его и стали слушать его, вооружаясь к борьбе, воодушевляемые подвигами Леосфена, запершего и осадившего Антипатра в Ламии. Однако, вскоре была проиграна битва при Кранноне, а когда Антипатр, победитель восставших городов, двинулся на Афины, Демосфен бежал на Калаврию. Народ Афин по предложению Демада вынес Демосфену и его сторонникам смертный приговор. За ними Антипатр выслал «охотников на людей» под предводительством Архия. Здесь Демосфен, окруженный людьми Архия, принял яд в храме Посейдона, не желая отдаться живым в руки врагов (322 г. до н. э.). Плутарх хвалит Демосфена, что он, хотя и пытался вымолить себе жизнь, но вовремя раздобыл и применил ядовитое зелье, спасся под защитой высшего алтаря, вырвавшись из рук наёмников и посмеявшись над жестокостью Антипатра.
Досье личности
ДЕМОСФЕН (оратор)
Имя латиницей: Demosthenes
Пол: мужской
Дата рождения: 00.00.384 до н.э.
Дата смерти: 00.00.322 до н.э. Возраст (62)
Знак зодиака: Неизвестно
По восточному: Обезьяна
География: БАЛКАНЫ, ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ, СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ.
Ключевые слова: власть, вождь, ЛИЧНОСТИ журнал, оппозиционер, политика, правитель, суицид.
Anno: -0345
ДЕМОСФЕН (оратор)
ДЕМОСФЕН (оратор) в фотографиях:
- АЛЕКСАНДР Македонский (356 до н.э. - 323 до н.э.)
- АММИАН Марцеллин (330 - 395)
- АНТИПАТР II (330 до н.э. - 287 до н.э.)
- БОГОМОЛЕЦ Франтишек (1720 - 1784)
- ГИПЕРИД (390 до н.э. - 322 до н.э.)
- ГУСТАЙТИС Мотеюс (1870 - 1927)
- ДЕМАД (380 до н.э. - 318 до н.э.)
- ДЕМОХАР (360 до н.э. - 275 до н.э.)
- ДИДИМ Халкентер (63 до н.э. - 10)
- ДРАКОНТ (680 до н.э. - 610 до н.э.)
- ИСЕЙ (420 до н.э. - 350 до н.э.)
- ИСОКРАТ (436 до н.э. - 338 до н.э.)
- КАЛЛИСТРАТ (оратор) (410 до н.э. - 355 до н.э.)
- КАМЕРАРИЙ Иоахим Старший (1500 - 1574)
- ЛЕВКОН I (410 до н.э. - 349 до н.э.)
- ЛИБАНИЙ (314 - 393)
- ЛИКУРГ Афинский (396 до н.э. - 323 до н.э.)
- МАНУЦИЙ Альд (1449 - 1515)
- МАНУЦИО Паоло (1512 - 1574)
- ОПОРИН Иоганн (1507 - 1568)
- ПЕРИКЛ (490 до н.э. - 429 до н.э.)
- ПЛАТОН (философ) (427 до н.э. - 347 до н.э.)
- ПЛУТАРХ (46 - 127)
- СОКРАТ (469 до н.э. - 399 до н.э.)
- ТЁПФЕР Родольф (1799 - 1846)
- ТИТ ЛИВИЙ (59 до н.э. - 17)
- ФИЛИПП I Македонский (670 до н.э. - 602 до н.э.)
- ФУКИДИД (историк) (462 до н.э. - 403 до н.э.)
- ХАРЕС (военачальник) (390 до н.э. - 332 до н.э.)
- ЭВБУЛ (405 до н.э. - 330 до н.э.)
- ЭЛИЙ Александрийский (540 - 600)
- ЭЛИЙ Аристид (117 - 189)
- ЭРИННА (619 до н.э. - 599 до н.э.)
- ЭСХИН (389 до н.э. - 314 до н.э.)
- ЮЛИАН ОТСТУПНИК (331 - 363)