русский религиозный и политический философ, представитель экзистенциализмa. Родился в дворянской семье. Воспитывался дома, затем в Киевском кадетском корпусе. В шестом классе оставил корпус и начал готовиться к экзаменам на аттестат зрелости для поступления в университет. Поступил на естественный факультет Киевского университета, через год на юридический. В 1897 г. за участие в студенческих беспорядках был арестован, отчислен из университета и сослан в Вологду. В 1899 г. в марксистском журнале «Neue Zeit», напечатана его первая статья «Ф. А. Ланге и критическая философия в их отношении к социализму». В 1901 г. вышла его статья «Борьба за идеализм», закрепившая переход от позитивизма к метафизическому идеализму. Наряду с С. Н. Булгаковым, П. Б. Струве, С. Л. Франком Бердяев стал одной из ведущих фигур движения (веховство), которое впервые заявило о себе сборником статей «Проблемы идеализма» (1902), затем сборниками «Вехи» (1909) и «Из глубины» (1918), в которых резко отрицательно характеризовались революции 1905 и 1917 гг. В 1913 г. написал антиклерикальную статью, в защиту афонских монахов. За это он был приговорен к депортации в Сибирь, но Первая мировая война и революция помешали приведению приговора в исполнение. За последующие годы до своей высылки из СССР в 1922 г. написал множество статей и несколько книг, из которых впоследствии, по его словам, по-настоящему ценил лишь две – «Смысл творчества» и «Смысл истории». Участвовал во многих начинаниях культурной жизни Серебряного века, вначале вращаясь в литературных кругах Петербурга, потом принимая участие в деятельности Религиозно-философского общества в Москве. После революции 1917 г. основал «Вольную академию духовной культуры», просуществовавшую три года (1919-1922). Дважды при советской власти попадал в тюрьму. Первый раз был арестован в 1920 г. в связи с делом т. н. Тактического центра, к которому никакого прямого отношения не имел. Во время этого ареста его допрашивали лично Ф. Дзержинский и В. Менжинский. Во второй раз его арестовали в 1922 г. После отъезда жил сначала в Берлине, где познакомился с несколькими немецкими философами: Максом Шелером, Кайзерлингом, Шпенглером. В 1924 г. переехал в Париж. Там, а в последние годы в Кламаре под Парижем и жил до самой смерти. Принимал самое активное участие в работе Русского студенческого христианского движения (РСХД), являлся одним из его главных идеологов. Он много писал и печатался, с 1925 по 1940 гг. был редактором журнала «Путь», активно участвовал в европейском философском процессе, поддерживая отношения с такими философами, как Э. Мунье, Г. Марсель, К. Барт и др. Среди опубликованных в эмиграции книг следует назвать «Новое средневековье» (1924), «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики» (1931), «О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии» (1939), «Русская идея» (1946), «Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация» (1947). Посмертно были опубликованы книги «Самопознание. Опыт философской автобиографии» (1949), «Царство Духа и царство Кесаря» (1951) и др.
Досье личности
БЕРДЯЕВ Николай Александрович
Имя латиницей: Berdyaev Nikolaj Aleksandrovich
Пол: мужской
Дата рождения: 06.03.1874
Место рождения: Киев, Украина
Дата смерти: 24.03.1948 Возраст (74)
Место смерти: Кламар, около Парижа, Франция
Знак зодиака: Рыбы
По восточному: Собака
География: ЕВРОПА, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, РОССИЯ, УКРАИНА, ФРАНЦИЯ.
Ключевые слова: автор, вундеркинд, знание, изгнанник, ЛИЧНОСТИ журнал, наука, публицист, религия, философ.
Anno: 1916
Николай Александрович БЕРДЯЕВ
- Бога отрицают или потому, что мир так плох, или потому, что мир так хорош.
- Ад нужен не для того, чтобы злые получили воздаяние, а для того, чтобы человек не был изнасилован добром.
- Новый Завет не отменяет Ветхого Завета для ветхого еще человечества.
- Основная мысль человека есть мысль о Боге, основная мысль Бога есть мысль о человеке.
- Вежливость есть символически условное выражение уважения ко всякому человеку.
- Знание – принудительно, вера – свободна.
- Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад.
- Догматизм есть цельность духа; творящий – всегда догматичен, всегда дерзновенно избирающий и творящий избранное.
- Все творцы – догматики, образ и подобие Единого Творца – Догматика. Творчество и есть позитивный догматизм. Отрицательный же критицизм есть иссякание творчества.
- Евангелие есть учение о Христе, а не учение Христа.
- Христос был не основателем религии, а религией.
- Истинный консерватизм есть борьба вечности с временем, сопротивление нетленности гниению.
- Культура родилась из культа.
- Не может быть классовой истины, но может быть классовая ложь.
- Науки нет, есть только науки.
- Наша любовь всегда должна быть сильнее нашей ненависти. Нужно любить Россию и русский народ больше, чем ненавидеть революцию и большевиков.
- Психоанализ есть психология без души.
- Революционеры поклоняются будущему, но живут прошлым.
- Революция есть догнивание старого режима. И нет спасения ни в том, что начало гнить, ни в том, что довершило гниение.
- Самые самолюбивые люди – это люди, не любящие себя.
- Отрицание России во имя человечества есть ограбление человечества.
- Свобода есть право на неравенство.
- Почитание святых заслонило богообщение. Святой – больше, чем человек, поклоняющийся же святому – меньше, чем человек. Где же человек?
- У черта на рогах ореол держится лучше.
- Утопии оказались гораздо более осуществимыми, чем казалось раньше. И теперь стоит другой мучительный вопрос: как избежать окончательного их осуществления.
- Когда не обладаешь мудростью, остается любить мудрость, т. е. быть философом.
- Христианство не только вера в Бога, но и вера в человека, в возможность раскрытия божественного в человеке.
- Античная трагедия есть трагедия рока, христианская трагедия есть трагедия свободы.
- Христианин должен освободиться от всего, кроме Христа.
- Чудо должно быть от веры, а не вера от чуда.
- Вся значительность, смысл и ценность жизни определяется скрытой за ней тайной, бесконечностью, не подлежащей рационализации, о которой возможен лишь символ и миф.
- Почти чудовищно, как люди могли дойти до такого состояния сознания, что во мнении и воле большинства увидели источник и критерий правды и истины!
- Человек имеет священное право на одиночество.
- Ленин сделан из одного куска, он монолитен. Роль Ленина есть замечательная демонстрация личности в исторических событиях. Ленин потому мог стать вождём революции и реализовать свой давно выработанный план, что он не был типическим русским интеллигентом. В нём черты русского интеллигента сочетались с чертами русских людей, собиравших и строивших русское государство.
- Человек - загадка в мире, его величайшая загадка. Человек - загадка не потому, что он есть часть природы или часть общества. Человек - загадка как личность, как существо, обладающее личностью, с её единственной в мире судьбой. развернуть
Николай Александрович БЕРДЯЕВ в журнале «Личности»:
НИКОЛАЙ БЕРДЯЕВ: ЮНЫЙ ДУХ ВЕЧНОСТИ
Личности 35/2011Николай Александрович БЕРДЯЕВ в фотографиях:
- АННИНСКИЙ Лев Александрович (1934 - )
- БААДЕР Франц Ксавер фон (1765 - 1841)
- БАРТ Карл (теолог) (1886 - 1968) (БЕРДЯЕВ Николай Александрович поддерживал связь с БАРТОМ Карлом)
- БЕРДЯЕВ Сергей Александрович (1860 - 1914)
- ВАНОВСКИЙ Александр Алексеевич (1874 - 1967)
- ГИППИУС Зинаида Николаевна (1869 - 1945) (Николай БЕРДЯЕВ был членом литературного салона Зинаиды ГИППИУС)
- ГЛИНКА Александр Сергеевич (1878 - 1940)
- ГОЛЕНИЩЕВ-КУТУЗОВ Илья Николаевич (1904 - 1969)
- ГУЛЫГА Арсений Владимирович (1921 - 1996)
- ДЗЕРЖИНСКИЙ Феликс Эдмундович (1877 - 1926) (ДЗЕРЖИНСКИЙ Феликс Эдмундович вел допрос БЕРДЯЕВА Николая Александровича)
- ЗДЗЕХОВСКИЙ Мариан (1861 - 1938)
- ИВАНОВ Вячеслав Иванович (1866 - 1949) (Николай БЕРДЯЕВ был членом литературного салона Вячеслава ИВАНОВА)
- КАЙЗЕРЛИНГ Герман (1880 - 1946) (БЕРДЯЕВ Николай Александрович был знаком с КАЙЗЕРЛИНГОМ Германом)
- КАЙЗЕРЛИНГ Герман Александр фон (1880 - 1946)
- ЛОСЕВ Алексей Федорович (1893 - 1988)
- МАРСЕЛЬ Габриель Оноре (1889 - 1973) (БЕРДЯЕВ Николай Александрович поддерживал связь с МАРСЕЛЕМ Габриелем Оноре)
- МЕНЖИНСКИЙ Вячеслав Рудольфович (1874 - 1934) (МЕНЖИНСКИЙ Вячеслав Рудольфович вел допрос БЕРДЯЕВА Николая Александровича)
- МУНЬЕ Эмманюэль (1905 - 1950) (БЕРДЯЕВ Николай Александрович поддерживал связь с МУНЬЕ Эмманюэлем)
- ОСОРГИН Михаил Андреевич (1878 - 1942)
- ПИКАССО Пабло (1881 - 1973)
- РОДНЯНСКАЯ Ирина Бенционовна (1935 - )
- СТЕПУН Федор Августович (1884 - 1965)
- ТРУБЕЦКОЙ Сергей Евгеньевич (1890 - 1949)
- ЦВЕТАЕВА Анастасия Ивановна (1894 - 1993)
- ЧЮРЛЕНИС Микалоюс Константинас (1875 - 1911)
- ШЕЛЕР Макс (1874 - 1928) (БЕРДЯЕВ Николай Александрович был знаком с ШЕЛЕРОМ Максом)
- ШПЕНГЛЕР Освальд (1880 - 1936) (БЕРДЯЕВ Николай Александрович был знаком со ШПЕНГЛЕРОМ Освальдом)
- Личности Журнал № 35 (2011)
- АФОРИЗМЫ, ИСТОРИИ, АНЕКДОТЫ
- http://ru.wikipedia.org
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- Большая советская энциклопедия. 3-е издание
- http://www.vehi.net
- http://www.hrono.ru
- http://az.lib.ru
- http://kassandrion.narod.ru
- http://yanko.lib.ru
- http://www.kkovalev.ru
- http://www.zpu-journal.ru
06.03.2011 Ю.А.Белецкий
Дом Николая Бердяева под Парижем спасут киевляне
В Киеве Бердяев и Шестов начали складываться как оригинальные мыслители. Однако их имена вы не встретите в списках на звание "великих украинцев" в одноименной программе Савика Шустера, а Виктор Ющенко не представит их посмертно к званию Героя Украины. В их честь в Киеве не названа ни одна улица, им до сих пор не установлены памятники, нет ни мемориальных досок, ни памятных знаков на киевских домах и университете. И все потому, что ни Бердяев, ни Шестов не вписываются в гуманитарную политику нынешних украинских властей, проходя, видимо, по списку "москалей" со всеми вытекающими для увековечивания их памяти последствиями.
Если вы разговоритесь с профессорами гуманитарных факультетов университетов Европы и Америки и попросите назвать имена известных им русских философов, то с большой долей вероятности среди таковых будут двое - Николай Бердяев и Лев Шестов (Шварцман). Эти мыслители с мировым именем, труды которых переведены на все основные европейские языки, оказали большое влияние на философскую мысль Запада, прежде всего, на религиозных философов и на экзистенциалистов, а их сочинения изучаются в рамках учебных университетских курсов по истории философии. В марте этого года отмечалось 60 лет со дня смерти первого. Гордость от этого должны испытывать не только россияне, но и украинские граждане. Дело в том, что и Бердяев, и Шестов непосредственно связаны с Украиной. Прежде всего, местом рождения - оба они уроженцы Киева. Николай Александрович вырос на Печерске в аристократической семье, Лев Исаакович на Подоле в ортодоксально иудейской. Оба получали образование в киевском Университете св. Владимира (ныне КНУ им. Т. Шевченко).
Но все же не все так в отношении, по крайней мере, Николая Бердяева (1874 - 1948) обстоит пессимистично. Если к нему не проявляет интереса украинское государство, то это не значит, что его место в этом вопросе не может занять общественная инициатива. Так депутат Верховной Рады из фракции Партии Регионов Василий Горбаль, владелец одного из больших отечественных банков - "Укргазбанка", являющийся к тому же одним из крупных жертвователей Украинской Православной Церкви, взялся за сохранение наследия Николая Бердяева и не только творческого. Речь идет о реставрации бердяевского дома в Кламаре, пригороде Парижа, и обработке оставшегося там архива философа. Также он собирается поставить перед новоизбранным Киевсоветом вопрос о переименовании одной из улиц на Печерске в честь Николая Александровича и установления ему памятника. Мало того, он хочет организовать и спонсировать проект "Великие киевляне". Если память меня не подводит, даже хочет провести по этому поводу переговоры с Савиком Шустером. Я после того, как Горбаль мне все это рассказал, вспомнил, что мой кум, киевский скульптор Руслан Русин, в первой половине должен был делать памятник Бердяеву по заказу фонда Анатолия Толстоухова. Но дальше эскиза дело не пошло. Сначала его думали устанавливать где-то в городе, потом начали пробивать возможность во дворике Киевского университета, но местная профессура эту идею запорола. ДОМ В КЛАМАРЕ. 1922 год стал для Бердяева одним из поворотных в его биографии. Тогда по инициативе Ленина примерно сотня выдающихся русских философов, писателей, историков и экономистов была выслана из Советской России в Германию как антисоветские элементы. Пароход, на котором они плыли из Петрограда, даже потом окрестили "философским". Вместе со всеми был выслан и Николай Александрович. Может это и к лучшему. Во всяком случае, если бы не уехал, то мог бы разделить участь своего коллеги, русского философа о. Павла Флоренского, погибшего в ГУЛАГе. Прожив 2 года среди немцев, он перебирается в Париж. С тех пор Франция стала его второй родиной. В Бердяеве, кстати, текла французская кровь. Его мать из рода графов Шуазель-Гуффье. Прожив почти десятилетие в нищете, и не имея постоянного угла, философ неожиданно в 1933 году получает в дар от одной из своих английских поклонниц дом в Кламаре, что существенно облегчило его жизнь. В нем он поселился с женой, тещей и сестрой жены. После смерти философ завещал его Русской Православной Церкви За Рубежом. С тех пор сохранением того, что осталось в нем от прежнего владельца занимаются православные священники. В настоящий момент его берегут монахи — отец Иосиф и отец Никодим, которые и показали нам (Василию Горбалю, Алексею Омельяненко, совладелец «Укргазбанка» и руководитель регионалов в Киевсовете, о.Кириллу Богоруну из отела внешних церковных сношений УПЦ и нескольким журналистам) этот дом. Было это на майские праздники. В доме Бердяева 2 этажа. Вход в него не с улицы, а с палисадника, который огражден от проезжей части железным забором. Потом вы поднимаетесь по витой каменной лестнице и попадаете в небольшой холл. Слева от него кухня, которая переходит в небольшую столовую. В ней посередине стоит большой стол, а сбоку буфет. Обычно гостей принимают и угощают там. "Батюшки, которые тут жили, старались поддерживать столовый инвентарь в порядке, многое тут осталось от Бердяева. Если было что-то нужно из посуды, то докупали еще", — говорит отец Иосиф, который стал нашим экскурсоводом. Справа от входа расположен длинный узкий коридорчик, сплошь увешанный иконами, ведущий в домовую церковь. Ее создал сам Николай Александрович где-то около 38-39 года. Названа она в честь Святого Духа. Иконостас расписал известный эмигрантский иконописец Григорий Круг. Каждое воскресенье здесь была служба. К Бердяеву сюда приходили философ о. Сергий Булгаков и архимандрит Киприан Керн. Сейчас тут раз в год проходят богослужения, на которые собираются русские эмигранты. 27 марта тут прошла панихида по Бердяеву. Все-таки 60 лет со дня смерти исполнилось. Эта часовня теперь принадлежит к Корсунской епархии РПЦ. Деревянная, небольшая и тоже витая лестница идет на второй этаж прямо к кабинету Бердяева. Это небольшая комната, где-то 15 кв.м. Два окна, рядом с одним из них стоит большой письменный стол, за которым работал философ. Сидя за ним, он написал такие известные книги, как "Истоки и смысл русского коммунизма", "Русская идея", "Самопознание". По столу густо "усыпаны" вещи, которыми пользовался Николай Александрович. Он умер за рабочим столом. На фото, которые я публикую, на часах время остановлено именно в тот момент, когда философ скончался, а настольный календарь так и остался открытым на том трагическом дне. Имеются еще два больших книжных шкафа, забитые книгами - в основном немецкими и французскими, камин. Входная дверь прикрывает портрет Льва Толстого, любимого писателя семьи Бердяевых, и небольшой кожаный портфель, висящий ниже Льва Николаевича на гвоздике. По стенам много портретов - философы, писатели, знакомые. В кабинете хранится часть архива. Как мне рассказал о. Кирилл Богорун, есть неизданная переписка Бердяева с поэтессой Зинаидой Гиппиус, женой Дмитрия Мережковского. Рядом с домом красивый палисадник. Его общая площадь примерно сотки четыре. Большие деревья - каштан и дуб - и заросли кустарника разрезают сад на две половины. В последних затерялась бронзовая скульптура древнегреческого мальчика. В дальней части расположился небольшой пруд, по которому косяками плавают красные рыбки. Хозяева обычно ставят перед ним плетеный диван и в тени деревьев отдыхают. Иногда тут жарят шашлыки, на что указывают определенным образом расставленные кирпичи и пепел между ними. Рядом с водоемом постоянно бегает соседский кот и иногда пытается лапой выловить из него себе на обед рыбку. P.S. Я знаю, что Горбаль - кандидат в мэры Киева, и, вероятнее всего, этот текст будет восприниматься как его обычный и банальный пи-ар. Но я приведу несколько аргументов в пользу того, что это не так. Во-первых, порыв Василия Михайловича в электоральном плане вряд ли произведет впечатление на жителей Троещины или Борщаговки и заставит их бежать к избирательным урнам. Им что Бердяев, что философия, что экзистенциализм, что... в общем параллельно. Наоборот, они, жители, даже упрекнут Горбаля - мол, лучше бы в Киеве что-нибудь отремонтировал. Его инициативу оценят только интеллектуалы. Как это сделал мой преподаватель древнегреческой философии в университете и специалист по русской религиозной философии Анатолий Тихолаз. Во—вторых, этот текст появится только в моем блоге на сайте и в газете "Сегодня" печататься не будет. В—третьих, я закончил Киевский университет по специальности "философ (преподаватель социально-политических дисциплин)". В-четвертых, Бердяев для меня — Это "наше все".