российская поэтесса, литературный критик, прозаик, мемуарист. Отец Гиппиус родом из обрусевшей немецкой семьи. Со своим мужем Д. С. Мережковским она познакомилась в 1888 г. и прожила «52 года, не разлучаясь ни на один день». Гиппиус была его преданным духовным спутником, соучастником и вдохновителем его религиозно-философских идей. Ее первые стихи появились в «Северном вестнике» (1895), органе «старших символистов»: «Посвящение» («Но люблю я себя, как Бога») и «Песня» («Мне нужно то, чего нет на свете»). Сборники первых стихов, изданные в Москве: «Собрание стихов. 1889-1903» (1904) и «Собрание стихов. 1903-1909» (1910). Обращаясь к Богу и называя стихи «молитвами», она устанавливает с ним свои, «кощунственные» отношения. Бог для нее – прежде всего путь к самораскрытию и очищению собственного «Я». Через волю, по мысли Гиппиус, обнаруживается воля божественная. Волевые усилия по сотворению и сохранению души – «трудный» путь, от него неотделимы искусы и соблазны, отчаянье и бессилие веры. Первые сборники рассказов Гиппиус «Новые люди» (1896, 1907) и «Зеркала» (1898) стали первыми «декадентскими» книгами русского символизма, открывающих строй мысли» изломанных, болезненных, «новых людей. Совершенно другим по манере и настроению был прозаический дебют Гиппиус – рассказ «Злосчастная» (1892), с сочувствующим вниманием рисующий «простую жизнь». Двойственность человека и самого бытия, «ангельского» и демонического начала, взгляд на жизнь как на отражение недосягаемого духа (одноименная повесть «Зеркала»). В «Третьей книге рассказов» (1902) парадоксальность чувств и устремлений таких же героев более художественно мотивированы, через мучительный поиск, вразрез с общепринятой моралью и правдой. Гиппиус формулирует свою метафизику любви (соотносимую со «Смыслом любви» В. С. Соловьева) и страдания: любить не для себя, не для счастья и «присвоения», а для обретения в «Я» бесконечности или для того, чтобы выразить и «отдать всю душу. В рассказе «Святая плоть» – о самопожертвовании простой героини ради слабоумной сестры – акцент делается на вольности смирения, а не пассивной покорности судьбе. В 1899 г. Гиппиус сближается с группой «Мир искусства», печатает в их журнале литературно-критические статьи (1899-1901), выступает как публицист-критик и фактический соредактор религиозно-философского журнала «Новый путь» (1903-1904), где публикует также свои стихи, она один из ведущих критиков символистского журнала «Весы» (1906-1908), позднее (1910-1914) – постоянный сотрудник либеральной «Русской мысли». В 1901 г. Гиппиус и Мережковский при активном участии В. В. Розанова и Д. В. Философова организуют Религиозно-философские собрания, призванные соединить интеллигенцию и церковь. Традиционное христианство, по мнению Гиппиус, в значительной степени обветшало, исчерпало себя и не способно дать оправдание жизни современному человеку. Идея создания «Новой церкви» зародилась у Мережковских осенью 1899 г. В 1901 г. в их доме происходили интимные домашние богослужения, к 1905 г. было создано «троебратство», «союз трех»: Гиппиус, Мережковский и Философов (с ним в течение 15 лет ее связывали сложные личные отношения, ему она посвятила несколько стихов, в т. ч. «Предел» и одно из последних «Когда-то было, меня любила», 1943). Новое религиозное сознание Гиппиус обосновывала необходимостью устранить разрыв между духом и плотью, упразднить христианский аскетизм, вынуждающий человека жить в сознании своей греховности, а вместе с этим сблизить религию и искусство. Эти темы она развивала на страницах «Литературного дневника» (1908), изданного под псевдонимом Антон Крайний (основной псевдоним Гиппиус-критика). В 1900-10-х гг. она – признанный литературный мэтр, хозяйка литературного салона (1890-1917) в знаменитом «доме Мурузи» Мережковских на Литейном проспекте, где собирались писатели различных ориентаций, художники, философы, священники; многие из них – Н. М. Минский, З. А. Венгерова, Андрей Белый, А. А. Блок, Н. А. Бердяев и другие испытали влияние идей и личности Гиппиус. «Декадентская мадонна», литературная жрица, язвительная «дама с лорнетом, одевавшаяся «не как все», Гиппиус «не могла не обращать на себя всеобщего внимания, прельщая одних, смущая и раздражая других». Ее острых суждений, нелицеприятных оценок боялись и к ним прислушивались. После революции 1905 г., способствовавшей усилению ее общественных настроений, Мережковские уехали за границу, в Париж (1906-1908), где сблизились с революционными эмигрантами, в т. ч. Б. В. Савинковым; вернувшись в 1908 г., приняли участие в Религиозно-философском обществе вместе с Вяч. Ивановым, Бердяевым, Блоком. В конце 1900-х и в 1910-е гг. Гиппиус издает два сборника рассказов, «Черное по белому» (1908), «Лунные муравьи» (1912), и романы – дилогию «Чертова кукла» (1911) и «Роман-царевич» (1913). Рассказы этого времени более приближены к жизни, а романы же были явно идеологическими, тенденциозными и «небрежными» по исполнению; выведенная в них галерея общественных типов, картина идейного и социального разложения, попытка религиозного осознания революции (в «Романе-царевиче») не получили художественного обобщения и единства. Февральскую революцию Гиппиус восприняла с воодушевлением, надеясь на религиозно-творческое и политическое обновление страны, участвовала в политической жизни, о чем рассказала в «Петербургских дневниках. 1914-1919» (Нью-Йорк, 1982, 1990; оба издания с предисловием Н. Н. Берберовой). Октябрьская революция была для Гиппиус гибелью России, ее преступным «разрушением», «убийством свободы» и общим грехом, в т. ч. народа, «не уважающего святынь» (стихотворение «Веселье», «Свеча ненависти»). В 1918-1922 гг. написан цикл крайне враждебных антиреволюционных, «мстящих» стихов («Последние стихи. 1914-1918») и пронзительные стихи о России («Если», «Знайте», «Господи, дай увидеть!»). В конце 1919 г. Гиппиус с Мережковским, Философовым и их литературным секретарем и поэтом В. А. Злобиным нелегально эмигрируют из России в Польшу, затем в Париж. Гиппиус печатает статьи, рецензии, стихи в журнале «Современные записки», газетах «Последние новости», «Возрождение» и многих других изданиях. Выходят небольшие поэтические сборники: «Стихи. Дневник. 1911-1921» (Берлин, 1922) и «Сияния» (Париж, 1939) и мемуары «Живые лица» (Прага, 1925). Гиппиус рисует привлекательные образы ушедших со сцены «знаменитых стариков», ее литературных антагонистов – А. Н. Плещеева, Я. П. Полонского, Н. И. Вейнберга, Д. В. Григоровича, подчеркивает их «моральную чистоту», «способность на подвиг и жертву», дух «рыцарства», свойственные русской литературе и «русской интеллигенции». Создает яркие и доброжелательно-проницательные портреты Блока, Белого, Брюсова, Розанова, Ф. Сологуба и других. Она организует литературные «воскресенья», общество «Зеленая лампа» (1927-1939), посетителями которых были Г. В. Иванов, Б. К. Зайцев, В. Ф. Ходасевич, М. А. Алданов, А. М. Ремизов, И. А. Бунин, литературная молодежь. По воспоминаниям Берберовой, дома у Мережковских велись постоянные споры о том, что кому «дороже»: «свобода без России» или «Россия без свободы»; Гиппиус выбирала первое. Последняя неоконченная книга Гиппиус – «Дмитрий Мережковский» (Париж, 1951) – писалась в 1941 г., после смерти Мережковского, которую она тяжело пережила; значительная часть книги посвящена его идейной эволюции, истории Религиозно-философских собраний. Гиппиус похоронена в Париже на русском кладбище Сен-Женевьев де Буа, под одним надгробием с Мережковским.
Досье личности
ГИППИУС Зинаида Николаевна
Другое имя: Мережковская Зинаида - в замужестве; Крайний Антон - псевдоним
Имя латиницей: Gippius Zinaida Nikolaevna
Пол: женский
Дата рождения: 20.11.1869
Место рождения: Белев, Тульская губерния, Россия
Дата смерти: 09.09.1945 Возраст (75)
Место смерти: Париж, Франция
Знак зодиака: Скорпион
По восточному: Змея
География: ЕВРОПА, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, РОССИЯ, ФРАНЦИЯ.
Ключевые слова: автор, изгнанник, критик, литература, ЛИЧНОСТИ журнал, писатель, поэт, религия.
Anno: 1895
Зинаида Николаевна ГИППИУС
Зинаида Николаевна ГИППИУС в фотографиях:
- АГАТОВ Владимир Гариевич (1901 - 1966)
- АЛДАНОВ Марк Александрович (1886 - 1957)
- АНДРЕЙ БЕЛЫЙ (1880 - 1934) (Андрей БЕЛЫЙ был членом литературного салона Зинаиды ГИППИУС)
- БЕРБЕРОВА Нина Николаевна (1901 - 1993)
- БЕРДЯЕВ Николай Александрович (1874 - 1948) (Николай БЕРДЯЕВ был членом литературного салона Зинаиды ГИППИУС)
- БЛОК Александр Александрович (1880 - 1921) (Александр БЛОК был членом литературного салона Зинаиды ГИППИУС)
- БРЮСОВ Валерий Яковлевич (1873 - 1924)
- БУНИН Иван Алексеевич (1870 - 1953)
- ГАЛЛИМАР Гастон (1881 - 1975)
- ГИППИУС Владимир Васильевич (1876 - 1941)
- ГРИГОРОВИЧ Дмитрий Васильевич (1822 - 1900) (Дмитрий ГРИГОРОВИЧ был литературным антагонистом Зинаиды ГИППИУС)
- ГУРЕВИЧ Любовь Яковлевна (1866 - 1940)
- ДРОЗДОВ Александр Михайлович (1895 - 1963)
- ЗАЙЦЕВ Борис Константинович (1881 - 1972)
- ЗЛОБИН Владимир Ананьевич (1894 - 1967) (Владимир ЗЛОБИН был литературным секретарем Зинаиды ГИППИУС)
- ИВАНОВ Вячеслав Иванович (1866 - 1949) (Зинаида ГИППИУС была членом литературного салона Вячеслава ИВАНОВА)
- ИВАНОВ Георгий Владимирович (1894 - 1958)
- КАРТАШЕВ Антон Владимирович (1875 - 1960)
- КНИЖНИК-ВЕТРОВ Иван Сергеевич (1878 - 1965)
- КНУТ Довид (1900 - 1955)
- КОНДРАТЬЕВ Александр Алексеевич (1876 - 1967)
- ЛАВРОВ Александр Васильевич (1949 - )
- МАМАЕВА Нина Васильевна (1923 - 2001)
- МЕЙЕРХОЛЬД Всеволод Эмильевич (1874 - 1940)
- МЕРЕЖКОВСКИЙ Дмитрий Сергеевич (1865 - 1941)
- МЕРЕЖКОВСКИЙ Константин Сергеевич (1855 - 1921) (Константин МЕРЕЖКОВСКИЙ - брат мужа Зинаиды ГИППИУС)
- МИНСКИЙ Николай Максимович (1855 - 1937) (Николай МИНСКИЙ был членом литературного салона Зинаиды ГИППИУС)
- МЯСКОВСКИЙ Николай Яковлевич (1881 - 1950)
- ПЛЕЩЕЕВ Алексей Николаевич (1825 - 1893) (Алексей ПЛЕЩЕЕВ был литературным антагонистом Зинаиды ГИППИУС)
- ПОЛОНСКИЙ Яков Петрович (1820 - 1898) (Яков ПОЛОНСКИЙ был литературным антагонистом Зинаиды ГИППИУС)
- РЕМИЗОВ Алексей Михайлович (1877 - 1957)
- РОЗАНОВ Василий Васильевич (1856 - 1919) (Зинаида ГИППИУС была организатором Религиозно-философских собраний совместно с Василием РОЗАНОВЫМ)
- САВИНКОВ Борис Викторович (1879 - 1925)
- СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич (1853 - 1900)
- СОЛОВЬЕВА Поликсена Сергеевна (1867 - 1924)
- СОЛОГУБ Федор Кузьмич (1863 - 1927)
- ТЕЛЕШЕВА Елизавета Сергеевна (1892 - 1943)
- ТЕРЕЗА из Лизье (1873 - 1897)
- ТИНЯКОВ Александр Иванович (1886 - 1934)
- ФИЛОСОФОВ Дмитрий Владимирович (1872 - 1940) (Дмитрий ФИЛОСОФОВ - вместе с Зинаидой ГИППИУС создавали религиозно-философское общество)
- ХОДАСЕВИЧ Владислав Фелицианович (1886 - 1939)
- ЧАПСКИЙ Юзеф (1896 - 1993)
- ЧУЛКОВ Георгий Иванович (1879 - 1939)
- ЯНОВСКИЙ Василий Семенович (1906 - 1989)
- АФОРИЗМЫ, ИСТОРИИ, АНЕКДОТЫ
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- http://www.liveinternet.ru
- http://ru.wikipedia.org
- ЖУРНАЛ «ЛИЧНОСТИ» №61 (2013)
- http://gippius.com