русская писательница. Родилась в семье директора Румянцевского музея, основателя Музея изящных искусств профессора И. В. Цветаева. Детство и ранняя юность прошли в постоянном общении с сестрой, поэтессой М. Цветаевой, и это оказало решающее влияние на формирование ее личности. Как и сестра, получила домашнее образование (знание иностранных языков, занятия музыкой и т. п.), которым руководила ее мать. В 1902-1906 гг. жили в Италии, Швейцарии и Германии, учились в частных пансионах, в 1906 г. – в Ялте. После смерти матери Цветаевы вернулись в Москву. Важная часть духовных впечатлений детства и юности связана с Тарусой на Оке, где часто жила семья. Ее сочинения были проникнуты философскими размышлениями – о религии, смысле жизни и творчества. Раннее замужество (1912) и рождение сына не помешали ее активному творческому труду. Первая книга «Размышления» (1915), которую она впоследствии называла «атеистической», заслужила высокую оценку философа Л. Шестова. Известность ей принесла вторая книга прозы «Дым, дым, дым» (1916). Большую роль в ее жизни и творчестве сыграл Коктебель, куда она приезжала вместе с сестрой и мужем по приглашению своего друга поэта М. Волошина. После Октябрьской революции Коктебель и Феодосия стали приютом для Цветаевой, уехавшей в Крым из голодающей России. Здесь же она пережила личную трагедию: в 1919 г. в Крыму умер от дизентерии сын Цветаевой от второго брака. Вернувшись в Москву в начале 1920-х гг., она жила случайными заработками и продолжала писать прозу. В 1921 г. по рекомендации М. Гершензона и Н. Бердяева была принята в Союз писателей. В 1927 г. завершила книгу «Голодная эпопея», в которой собрала высказывания людей о недавнем голоде.
По завершении книги ей удалось выехать в Европу. Она надеялась получить рекомендацию М. Горького для издания «Голодной эпопеи» в СССР. Горький, с которым она увиделась в Сорренто, посчитал, что писательница «опоздала с книгой», т. к. в СССР уже готовились к введению хлебных карточек. Публикация в журнале «Красная новь», авансировавшем книгу, так и не состоялась. Тогда же ей было отказано в публикации романа «SOS, или Созвездие Скорпиона», в котором прототипом главного героя был астроном М. Набоков. Живя в Москве, она принципиально не занималась политикой, отдавая время и силы творчеству. Однако ярко выраженный религиозный характер ее произведений делал ее «неблагонадежной» в глазах властей. Ее дважды арестовывали. Во время второго ареста (1937) были изъяты все ее сочинения. По надуманному обвинению была сослана в лагерь, а затем на поселение в Сибирь и на Дальний Восток. Из лагеря передала на волю написанный на папиросных листках роман «Amor». Находясь на поселении, написала дневниковую книгу «Моя Сибирь» (опубликована в 1988), проникнутую любовью к людям и природе. Была освобождена после смерти И. Сталина и реабилитирована в 1959 г. Живя в Москве и Переделкине, восстановила некоторые произведения, изъятые у нее при аресте, написала книгу прозы «Старость и молодость» (опубликована в 1988) и мемуарную книгу «Воспоминания», в которой рассказала о детстве, об атмосфере цветаевского дома, о годах Первой мировой войны, революции, Гражданской войны. Большое место в книге отводилось сестре. Публикация этой книги в 1971 г. (отрывки печатались в журнале «Новый мир») вернула ее имя в литературу. Особое место в ее позднем творчестве занимают мемуарные очерки о сестре Марине, о писателях П. Романове, И. Рукавишникове, М. Шагинян, П. Антокольском, А. Герцык и др.