римский философ-платоник, автор полемического трактата «Против пытающихся объяснить платоновское учение через аристотелевское» (сохранились фрагменты у Евсевия Кесарийского). Вероятно, у него было также специальное сочинение, посвященное космической душе; есть ссылки на его комментарии к платоновским «Тимею», «Федру», «Федону», а также – к «Категориям» Аристотеля. Вероятно, именно он возглавил восстановленную в 176 г. императором Марком Аврелием кафедру платоновской философии в Афинах. Представитель афинского платонизма, подчеркнуто стремящегося оградить себя от влияния других школ. Поэтому он поддерживает антиаристотелевские тенденции своего предшественника Кальвена Тавра; оборотной стороной этого оказываются, однако, стоические моменты учения философа. Порядок частей философии, принимаемый им, – этика, физика, логика. Первенство этики, по Аттику, отличает Платона от Аристотеля (начинавшего с логики), как и учение о добродетели (которой, по Платону, одной достаточно для блаженства) и учение о бессмертии индивидуальной души, которого не признавал Аристотель. В области физики – как и Плутарх из Херонеи – сторонник понимания демиургического мифа «Тимея» как протяженного во времени процесса. При этом он считает, что до вмешательства демиурга неупорядоченная материя, движимая злой душой, существовала вечно, а демиург привел ее в порядок. Проблема творения мира связана для него с учением о промысле: мир упорядочен потому, что создатель счел это состояние лучшим, нежели беспорядок, и может сохранять это упорядоченное состояние вечно. Демиург, прежде чем создать вещи, мыслит их; эти «мысли божьи» и есть идеи. Таким образом, идеи у Аттика рангом ниже демиурга, за что его позднее упрекал Сириан, согласно которому у Аттика идеями оказываются всеобщие логосы, вечно существующие в душе, с которой тождественна природа. Он подчеркивает, что мир состоит из 4 элементов, отвергая аристотелевский пятый элемент – эфир. Критика эфира для него принципиальна: называя эфир неаффицируемым телом, Аристотель, по Аттику, пытается приписать ему свойства умопостигаемой сущности, что для платоников недопустимо. Прокл отмечает, что для Аттика-комментатора характерно строгое следование тексту Платона.
Досье личности
АТТИК (философ)
Имя латиницей: Atticus
Пол: мужской
Дата рождения: реконструировано 00.00.145
Дата смерти: реконструировано 00.00.200 Возраст (55)
Знак зодиака: Неизвестно
По восточному: Петух
География: РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ.
Ключевые слова: знание, наука, философ.
Anno: 0180
АТТИК (философ)
- ААРОН бен ИОСИФ
- АББАНЬЯНО Никола
- АББАС МАХМУД Аль-Аккад
- АББТ Томас
- АБЕЛЯР Пьер
- АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ
- АВЕНАРИУС Рихард
- АВЕРРОЭС
- АГАМБЕН Джорджо
- АГАЦЦИ Эвандро
- АГОЛ Израиль Иосифович
- АГОСТИ Эктор Пабло
- АГРИКОЛА Рудольф
- АГРИППА (философ)
- АГРИППА НЕТТЕСГЕЙМСКИЙ Генрих Корнелий
- АДАМС Брукс
- АДЕЛАРД БАТСКИЙ
- АДЕЛЯР
- АДЖАЙИ Джейкоб Фестус Аде
- АДЛЕР Макс
- АДОРАТСКИЙ Владимир Викторович
- АДОРНО Теодор
- АДРАСТ Афродисийский
- АЗАИС Пьер Гиацинт
- АИДЗАВА Сэйсисай
- АЙГИ Геннадий Николаевич
- АЙДУКЕВИЧ Казимеж
- АЙЕР Алфред Джулс
- АКИЛЛИНИ Клавдио
- АКИМОВА Алиса Акимовна
- АКИНДЖОГБИН Исаак Адеагбо
- АКОСТА Уриель
- АКСАКОВ Иван Сергеевич
- АКСАКОВ Николай Петрович
- АКСЕЛЬРОД Любовь Исааковна
- АКХО
- АЛАН ЛИЛЛЬСКИЙ
- АЛЕКСАНДЕР Сэмюэл
- АЛЕКСАНДР Афродисийский
- АЛЕКСАНДР из Гэльса
- АЛЕКСАНДРОВ Георгий Федорович
- АЛЕКСЕЕВ Николай Николаевич (философ)
- АЛЕН
- АЛИ-ЗАДЕ Айдын Ариф оглы
- АЛИМ Махмуд Амин
- АЛКМЕОН Кротонский
- АЛЬБЕРИНИ Кариолано
- АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ
- АЛЬБЕРТ Саксонский
- АЛЬБЕРТИ Леон Баттиста
- АЛЬБИН
- АЛЬИ Пьер
- АЛЬСАТЕ Хосе Антонио
- АЛЬТЮССЕР Луи
- АМЕЛИЙ Гентилиан
- АМЕРЛИНГ Карел Славой
- АММОН Кристоф Фридрих фон
- АММОНИЙ Гермий
- АММОНИЙ Саккас
- АМФИТЕАТРОВ Егор Васильевич
- АНАКСАГОР из Клазомен
- АНАКСАРХ
- АНАКСИМАНДР из Милета
- АНАКСИМЕН