римский философ-платоник, автор полемического трактата «Против пытающихся объяснить платоновское учение через аристотелевское» (сохранились фрагменты у Евсевия Кесарийского). Вероятно, у него было также специальное сочинение, посвященное космической душе; есть ссылки на его комментарии к платоновским «Тимею», «Федру», «Федону», а также – к «Категориям» Аристотеля. Вероятно, именно он возглавил восстановленную в 176 г. императором Марком Аврелием кафедру платоновской философии в Афинах. Представитель афинского платонизма, подчеркнуто стремящегося оградить себя от влияния других школ. Поэтому он поддерживает антиаристотелевские тенденции своего предшественника Кальвена Тавра; оборотной стороной этого оказываются, однако, стоические моменты учения философа. Порядок частей философии, принимаемый им, – этика, физика, логика. Первенство этики, по Аттику, отличает Платона от Аристотеля (начинавшего с логики), как и учение о добродетели (которой, по Платону, одной достаточно для блаженства) и учение о бессмертии индивидуальной души, которого не признавал Аристотель. В области физики – как и Плутарх из Херонеи – сторонник понимания демиургического мифа «Тимея» как протяженного во времени процесса. При этом он считает, что до вмешательства демиурга неупорядоченная материя, движимая злой душой, существовала вечно, а демиург привел ее в порядок. Проблема творения мира связана для него с учением о промысле: мир упорядочен потому, что создатель счел это состояние лучшим, нежели беспорядок, и может сохранять это упорядоченное состояние вечно. Демиург, прежде чем создать вещи, мыслит их; эти «мысли божьи» и есть идеи. Таким образом, идеи у Аттика рангом ниже демиурга, за что его позднее упрекал Сириан, согласно которому у Аттика идеями оказываются всеобщие логосы, вечно существующие в душе, с которой тождественна природа. Он подчеркивает, что мир состоит из 4 элементов, отвергая аристотелевский пятый элемент – эфир. Критика эфира для него принципиальна: называя эфир неаффицируемым телом, Аристотель, по Аттику, пытается приписать ему свойства умопостигаемой сущности, что для платоников недопустимо. Прокл отмечает, что для Аттика-комментатора характерно строгое следование тексту Платона.
Досье личности
АТТИК (философ)
Имя латиницей: Atticus
Пол: мужской
Дата рождения: реконструировано 00.00.145
Дата смерти: реконструировано 00.00.200 Возраст (55)
Знак зодиака: Неизвестно
По восточному: Петух
География: РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ.
Ключевые слова: знание, наука, философ.
Anno: 0180
АТТИК (философ)
- АНАНИЯ ШИРАКАЦИ
- АНАХАРСИС
- АНДЕРСОН Чарльз Арнольд
- АНДО Сеэки
- АНДРЕЕ Иоганн Валентин
- АНДРЕЙ БЕЛЫЙ
- АНДРОНИК Родосский
- АНЕНЕ Джозеф Кристофер Оквуди
- АНИЧКОВ Дмитрий Сергеевич
- АННИКЕРИД из Кирены
- АНСЕЛЬМ Кентерберийский
- АНТИМАХ из Колофона
- АНТИОХ из Аскалона
- АНТИПАТР из Кирены
- АНТИПАТР из Тарса
- АНТИСФЕН из Афин
- АНТИСФЕН из Родоса
- АНТИФОНТ из Афин
- АНТОНИЙ КАТОЛИКОС
- АНТОНОВИЧ Максим Алексеевич
- АНФАНТЕН Бартелеми Проспер
- АПАЦАИ-ЧЁРЕ Янош
- АПЕЛЬ Карл Отто
- АПОЛЛОДОР (эпикуреец)
- АПОЛЛОДОР Афинский
- АПОЛЛОДОР Селевкийский
- АПОЛЛОНИЙ Тианский
- АРАНЬЯ Жозе Перейра да
- АРДАО Артуро
- АРЕНДТ Ханна
- АРЕНС Генрих
- АРЕТА Киренская
- АРЕТЕЙ Каппадокийский
- АРЕЧАВАЛЕТА Хосе
- АРЖАНСОН Рене
- АРИЙ Дидим
- АРИСТАРХ Самосский
- АРИСТИД Квинтилиан
- АРИСТИПП Киренский
- АРИСТИПП Младший
- АРИСТОКРЕОН
- АРИСТОКСЕН из Тарента
- АРИСТОН Кеосский
- АРИСТОН Хиосский
- АРИСТОТЕЛЬ
- АРКЕСИЛАЙ
- АРКОВЕРДИ ДИ АЛБУКЕРКИ КАВАЛКАНТИ Жоакин
- АРНО Антуан
- АРНОЛД Мэтью
- АРОН Реймон
- АРОНСОН Эллиот
- АРСЕНЬЕВ Николай Сергеевич (1888)
- АРХЕДЕМ из Тарса
- АРХЕЛАЙ (философ)
- АРХИТ Тарентский
- АРЬЯДЭВА
- АСАНГА
- АСИМОВ Мухамед Сайфитдинович
- АСКЛЕПИАД Вифинский
- АСКЛЕПИАД Флиунтский
- АСКЛЕПИЙ из Тралл
- АСКЛЕПИОДОТ Александрийский
- АСКОЛЬДОВ Сергей Алексеевич
- АСМУС Валентин Фердинандович