римский философ-платоник, автор полемического трактата «Против пытающихся объяснить платоновское учение через аристотелевское» (сохранились фрагменты у Евсевия Кесарийского). Вероятно, у него было также специальное сочинение, посвященное космической душе; есть ссылки на его комментарии к платоновским «Тимею», «Федру», «Федону», а также – к «Категориям» Аристотеля. Вероятно, именно он возглавил восстановленную в 176 г. императором Марком Аврелием кафедру платоновской философии в Афинах. Представитель афинского платонизма, подчеркнуто стремящегося оградить себя от влияния других школ. Поэтому он поддерживает антиаристотелевские тенденции своего предшественника Кальвена Тавра; оборотной стороной этого оказываются, однако, стоические моменты учения философа. Порядок частей философии, принимаемый им, – этика, физика, логика. Первенство этики, по Аттику, отличает Платона от Аристотеля (начинавшего с логики), как и учение о добродетели (которой, по Платону, одной достаточно для блаженства) и учение о бессмертии индивидуальной души, которого не признавал Аристотель. В области физики – как и Плутарх из Херонеи – сторонник понимания демиургического мифа «Тимея» как протяженного во времени процесса. При этом он считает, что до вмешательства демиурга неупорядоченная материя, движимая злой душой, существовала вечно, а демиург привел ее в порядок. Проблема творения мира связана для него с учением о промысле: мир упорядочен потому, что создатель счел это состояние лучшим, нежели беспорядок, и может сохранять это упорядоченное состояние вечно. Демиург, прежде чем создать вещи, мыслит их; эти «мысли божьи» и есть идеи. Таким образом, идеи у Аттика рангом ниже демиурга, за что его позднее упрекал Сириан, согласно которому у Аттика идеями оказываются всеобщие логосы, вечно существующие в душе, с которой тождественна природа. Он подчеркивает, что мир состоит из 4 элементов, отвергая аристотелевский пятый элемент – эфир. Критика эфира для него принципиальна: называя эфир неаффицируемым телом, Аристотель, по Аттику, пытается приписать ему свойства умопостигаемой сущности, что для платоников недопустимо. Прокл отмечает, что для Аттика-комментатора характерно строгое следование тексту Платона.
Досье личности
АТТИК (философ)
Имя латиницей: Atticus
Пол: мужской
Дата рождения: реконструировано 00.00.145
Дата смерти: реконструировано 00.00.200 Возраст (55)
Знак зодиака: Неизвестно
По восточному: Петух
География: РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ.
Ключевые слова: знание, наука, философ.
Anno: 0180
АТТИК (философ)
- ЭЛИЙ Аристид
- ЭЛЛИС
- ЭМЕРСОН Ралф Уолдо
- ЭМПЕДОКЛ из Агригента
- ЭНГЕЛЬС Фридрих
- ЭНДЕН Франциск ван ден
- ЭНЕСИДЕМ
- ЭНОМАЙ из Гадары
- ЭНТОНИ Роберт
- ЭПИКТЕТ (философ)
- ЭПИКУР
- ЭПИМЕНИД
- ЭПИХАРМ
- ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ
- ЭРАНИ Таги
- ЭРАТОСФЕН Киренский
- ЭРБЕРГ Константин Александрович
- ЭРЕНФЕЛЬС Христиан фон
- ЭРИБОН Дидье
- ЭРН Владимир Францевич
- ЭРШ Жанна
- ЭСПИНАС Альфред
- ЭСФЕНДИАРИ М. Ферейдун
- ЭСХИН из Сфетта
- ЭЧЕВЕРРИА Боливар Винисио Андраде
- ЮДИН Павел Федорович
- ЮМ Дэвид
- ЮНГ Карл Густав
- ЮНГЕР Эрнст
- ЮРКЕВИЧ Памфил Данилович
- ЮСУПОВ Эркин Юсупович
- ЮЭЛ Уильям
- ЯКОБИ Фридрих Генрих
- ЯМВЛИХ из Халкиды
- ЯН Чжу
- ЯН Ши
- ЯНАГИТА Кунио
- ЯНКЕЛЕВИЧ Владимир
- ЯНОВСКАЯ Софья Александровна
- ЯНОВСКИЙ Рудольф Григорьевич
- ЯНЬ Фу
- ЯНЬ Юань
- ЯСПЕРС Карл