римский историк, отец церковной истории. До создания его «Церковной истории» сочинение на подобную тему составил Гегесипп, но от него сохранилось только название. Жил в Кесарии. Получил образование в училищах Иерусалима и Антиохии, особенно изучал Платона, Филона и Оригена (влияние последнего отразилось на всей научно-литературной деятельности Евсевия). Участвуя в управлении кесарийским училищем, он во время гонения на христиан римского императора Диоклетиана сохранил книги кесарийской библиотеки и обогатил ее новыми коллекциями рукописей, приобретенных во время вынужденного удаления из Кесарии и путешествий по Сирии, Египту и Фиваиде. Хотя библиотека не уцелела до позднейшего времени, но многочисленные ценные отрывки из несохранившихся в целом виде произведений христианской литературы имеются в сочинениях самого Евсевия. Император Константин Великий особенно уважал его, который, со своей стороны, почтил императора двумя панегириками (в 20-летие и в 30-летие его царствования). Из его сочинения «О церковном богословии» можно заключить, что он скорее уклонялся от решения вопроса о природе Христа как неуместного и неразрешимого, чем готов был открыто принять ту или иную сторону в богословском споре. К арианству он примкнул позже, будучи учеником Оригена. В 330 г. он стоял за удаление с кафедры первого по времени борца против ариан, Евстафия Антиохийского, а в 336 г. требовал возвращения из ссылки Ария и заточения другого защитника православия – св. Афанасия Александрийского. На первом вселенском соборе, как ученейший из собравшихся епископов, занимал выдающееся положение: ему поручено было составить символ веры от лица Собора. В своем проекте уклонился от категорического решения вопроса, занимавшего Собор, составив символ в общих выражениях, отчасти благоприятных арианству. А. В. Горский находит Евсевия лишь нетвердым в догматических понятиях. Профессор А. П. Лебедев (в сочинении «Вселенские соборы IV и V вв.») считает его открытым вождем партии т. н. полуариан. Баур называет его «отражением колебаний церковного сознания» относительно учения о Троице. Сам Евсевий, в послании к своей кесарийской пастве, писанном с собора, говорит, что он подписал символ собора, чтобы не нарушать мира церкви, но что он остается верен старому символу Кесарийской церкви и в смысле этого старого символа толкует символ Никейский. Свои сочинения писал по-гречески; но сохранились они главным образом в переводах и истолкованиях (из истолкователей древнейший – Руфин Аквилейский). Главные из них: сочинения исторические – «Церковная история», «Хроника» (История от сотворения мира до 20-го года царствования римского императора Константина), «Приготовление к Евангелию»; сочинения апологетические – «Доказательство в пользу Евангелия», «Против Гиерокла», «Извлечение из пророков о Христе», «Богоявление»; сочинения полемические – «Две книги против Маркелла», «Три книги о церковном богословии»; сочинения экзегетические – «Указатель для соглашения евангелий», «Ответ к Стефану и Марину о евангелии»; толкования на Евангелие от Луки, на Песнь песней, псалмы и пророчества Исаии.
Досье личности
ЕВСЕВИЙ Кесарийский
Другое имя: Евсевий Памфил
Имя латиницей: Eusebius Caesariensis
Пол: мужской
Дата рождения: реконструировано 00.00.260
Место рождения: Палестина
Дата смерти: приблизительно 00.00.339 Возраст (79)
Знак зодиака: Неизвестно
По восточному: Дракон
География: РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ.
Ключевые слова: историк, литература, писатель.
Anno: 330
ЕВСЕВИЙ Кесарийский
- АГАПИЙ Манбиджский (875 - 942)
- АЕРОП I (610 до н.э. - 576 до н.э.)
- АЛЕКСАНДР I (папа) (50 - 115)
- АЛЕКСАНДР I Македонский (510 до н.э. - 454 до н.э.)
- АЛКЕТ I Македонский (600 до н.э. - 547 до н.э.)
- АМИНТА I (570 до н.э. - 498 до н.э.)
- АПОЛЛОНИЙ Тианский (10 - 100)
- АРГЕЙ (690 до н.э. - 640 до н.э.)
- АРИЙ (270 - 336)
- АРИЙ Дидим (70 до н.э. - 10)
- АРИСТИПП Младший (355 до н.э. - 300 до н.э.)
- АРКТИН Милетский (790 до н.э. - 760 до н.э.)
- АТТИК (философ) (145 - 200)
- АФАНАСИЙ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (295 - 373)
- АФИНАГОР Афинский (130 - 190)
- БОЭТ Сидонский (перипатетик) (75 до н.э. - 10 до н.э.)
- ГИГИН (папа) (80 - 140)
- ГОРСКИЙ Александр Васильевич (1812 - 1875)
- ДИОКЛЕТИАН I (245 - 316)
- ЕВГЕМЕР (340 до н.э. - 260 до н.э.)
- ЕВСЕВИЙ Никомедийский (278 - 341)
- ЕВСТАФИЙ (архиепископ Антиохийский) (290 - 346)
- ЕВТИХИЙ (230 - 283)
- ЖАНСОН Николя (1422 - 1481)
- ИОСИФ ФЛАВИЙ (37 - 100)
- КАСТОР Родосский (90 до н.э. - 20 до н.э.)
- КЛАВДИЙ II ГОТСКИЙ (213 - 270)
- КОНСТАНТИН I ВЕЛИКИЙ (272 - 337)
- ЛАКИД (290 до н.э. - 230 до н.э.)
- ЛЕБЕДЕВ Александр Петрович (1845 - 1908)
- МАНЕФОН (440 до н.э. - 390 до н.э.)
- МЕТРОДОР Хиосский (390 до н.э. - 345 до н.э.)
- НАТАЛИЙ (антипапа) (150 - 210)
- НИКОЛАЙ Дамасский (64 до н.э. - 10)
- НУМЕНИЙ (145 - 200)
- ОРИГЕН (185 - 254)
- ОРОЗИЙ (381 - 423)
- ПАВСАНИЙ Македонский (440 до н.э. - 393 до н.э.)
- ПИРРОН из Эллиды (365 до н.э. - 275 до н.э.)
- ПЛАТОН (философ) (427 до н.э. - 347 до н.э.)
- ПОНТИАН (180 - 235)
- ПОНТИЙ ПИЛАТ (19 до н.э. - 37)
- СЕКСТ ЮЛИЙ Африкан (160 - 240)
- СЕЛЕВК I Никатор (358 до н.э. - 281 до н.э.)
- СОКРАТ СХОЛАСТИК (380 - 439)
- ТЕЛЕСИЛЛА (490 до н.э. - 420 до н.э.)
- ФАБИАН (180 - 250)
- ФИЛИПП I Македонский (670 до н.э. - 602 до н.э.)
- ФИЛОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (21 до н.э. - 49)
- ЭНОМАЙ из Гадары (110 - 185)
- ЭРИННА (619 до н.э. - 599 до н.э.)
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- http://ru.wikipedia.org
- http://www.vehi.net
- http://www.krugosvet.ru
- http://khazarzar.skeptik.net