римский император (161-180) из династии Антонинов, философ, представитель позднего стоицизма, последователь Эпиктета. В 139 г. после смерти своего приемного отца он был усыновлен императором Антонином Пием и стал именоваться Марк Элий Аврелий Вер Цезарь. Получил прекрасное образование. Еще при жизни Адриана, несмотря на свой юный возраст, был намечен в квесторы, а через полгода после смерти Адриана вступил в должность квестора (5 декабря 138) и начал заниматься административной деятельностью. Большинство его детей умерли в детском возрасте, до взрослых лет дожили только Коммод, Луцилла, Фаустина и Сабина. Он был намечен Пием в консулы на 140 г. и объявлен цезарем. В 145 г. объявлен консулом вторично, вместе с Пием. В 25 лет начал заниматься философией; главным наставником был Квинт Юний Рустик. 1 января 161 г. вступил в свое третье консульство вместе с приемным братом. В марте того же года скончался император Антонин Пий и началось совместное правление Марка Аврелия с Луцием Вером, продолжавшееся до смерти Луция в январе 169 г, после чего Марк Аврелий правил единолично. Марк всячески подчеркивал свое уважение к сенату как учреждению и к сенаторам как членам этого учреждения. Большое внимание уделял судопроизводству. Общее направление его деятельности в области права. В Афинах он учредил четыре кафедры философии – для каждого из господствовавших в его время философских направлений – академического, перипатетического, стоического, эпикурейского. Профессорам было назначено государственное содержание. Не обладавшему воинственным характером, ему приходилось многократно участвовать в военных действиях. Парфяне вторглись в римские владения сразу же после смерти Антонина Пия и в двух битвах нанесли поражение римлянам. Римская империя заключила мир с Парфией в 166 г. В том же году германские племена вторглись в римские владения на Дунае. Императоры-соправители выступили в поход против варваров. Еще не была закончена война с германцами и сарматами, как начались волнения в Северном Египте (172). В 178 г. возглавил поход против германцев, и ему удалось добиться больших успехов, но римские войска настигла эпидемия чумы. Скончался от чумы в Виндобоне на После смерти был официально обожествлен. Время его правления считается в античной исторической традиции золотым веком. Марка называют философом на троне. Он исповедовал принципы стоицизма, и главное в его записках – этическое учение, оценка жизни с философско-нравственной стороны и советы, как к ней относиться. Он также оставил философские записи – 12 написанных на греческом языке «книг», которым обычно приписывают общее название «Рассуждения о самом себе». Учителем философии Марка был Клавдий Максим. В центре его антиматериалистического учения стоит частичное обладание человеком своим телом, душой и духом, носителем которых является благочестивая, мужественная и руководимая разумом личность – владычица (правда, только над духом), воспитатель чувства долга и обитель испытующей совести. Посредством духа все люди принимают участие в божественном и этим создают идейную общность, преодолевающую все ограничения.
Досье личности
МАРК Аврелий
Другое имя: Марк Аврелий I; Цезарь Марк Аврелий Антонин Август
Имя латиницей: Marcus Aurelius
Пол: мужской
Дата рождения: 26.04.121
Место рождения: Рим, Римская империя
Дата смерти: 17.03.180 Возраст (58)
Место смерти: Виндобона, Римская империя
Знак зодиака: Телец
По восточному: Петух
География: РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ.
Ключевые слова: власть, династия, император, ЛИЧНОСТИ журнал, политика, правитель, философ, чума.
Anno: 0161
МАРК Аврелий
- Не все же разглагольствовать о том, каким должен быть человек, пора и стать им.
- Ни один человек не счастлив, пока он не считает себя счастливым.
- Безразлично, будешь ли ты наблюдать человеческую жизнь в течение сорока лет или же десяти тысяч лет. Ибо что увидишь ты нового?
- Как морской песок ложится покровом поверх прежнего, так прежнее в жизни быстро заносится новым.
- О боли: что непереносимо, уводит из жизни, а что затянулось, переносимо.
- Лицо, искаженное гневом, есть нечто совершенно противоестественное. Если такое выражение повторяется часто, оно как бы умерщвляет человеческий облик, совершенно погашает его, так что никоим образом нельзя его восстановить. Из этого уже можно понять, что оно противоречит разуму.
- Скоро ты забудешь обо всем, и все, в свою очередь, забудет о тебе.
- Каждый стоит столько, сколько стоит то, о чем он хлопочет.
- Город и отечество мне, Антонину, Рим, а мне, человеку, мир.
- Кто видел настоящее, тот уже видел все, бывшее в течение вечности, и все, что еще будет в течение беспредельного времени.
- Азия, Европа – закоулки мира. Целое море – для мира капля. (...) Всякое настоящее во времени – точка для вечности.
- Хоть бы и с трудом тебе давалось что-нибудь – не признавай это невозможным для человека, а напротив, что возможно и свойственно человеку, то считай доступным и для себя.
- Нет, что они делают! – людей, живущих в одно с ними время и вместе с ними, они хвалить не желают, а сами тщатся снискать похвалу у потомков, которых они никогда не видели и не увидят. Отсюда совсем уже близко до огорчения, что предки не слагали тебе похвальных речей.
- Нет (...) ничего устойчивого, а рядом с нами безмерная бездна прошедшего и грядущего, в которой все исчезает.
- Ни с кем не случается ничего, что не дано ему вынести.
- Несчастный я, такое со мной случилось! – Нет! Счастлив я, что со мной это случилось, а я по-прежнему беспечален, настоящим не уязвлен, перед будущим не робею. Случиться-то с каждым могло такое, но беспечальным остаться сумел бы не всякий.
- Вот сказал бы тебе кто-нибудь из богов, что завтра умрешь или уж точно послезавтра – не стал бы ты ломать голову, как умереть именно послезавтра, а не завтра, если ты, конечно, не малодушен до крайности. В самом деле, велик ли промежуток? Точно так же через много лет или завтра – не думай, что велика разница.
- Что же такое вечная слава? Сущая суета. (...) Все мимолетно: и тот, кто помнит, и то, о чем помнят.
- Жить, не рассчитывая на тысячи лет. Нависает неизбежность. Покуда жив, покуда можно – стань хорош.
- Не сделаешь ничего человеческого хорошо, не соотнеся это с божественным, и наоборот.
- Кто чувствует и вдумывается поглубже, что происходит в мировом целом, тот вряд ли хоть в чем-нибудь из сопутствующего природе не найдет, что оно как-то приятно пристроено. (...) Своими здравомысленными глазами он сумеет увидеть красоту и некий расцвет старухи или старика, и прелесть новорожденного.
- Жизнь – борьба и странствие по чужбине; посмертная слава – забвение.
- Все от века единообразно и вращается по кругу, и безразлично, наблюдать ли одно и то же сто лет, двести или бесконечно долго. (...) И долговечнейший, и тот, кому вот-вот умирать, теряет ровно столько же.
- Самая продолжительная жизнь ничем не отличается от самой краткой. Ведь настоящее для всех равно, а следовательно, равны и потери – и сводятся они всего-навсего к мгновенью. Никто не может лишиться ни минувшего, ни грядущего. Ибо кто мог бы отнять у меня то, чего я не имею?
- Каждое дело исполняй как последнее в своей жизни.
- Не пошел я в общие школы, а учился дома у хороших учителей и понял, что на такие вещи надо тратиться не жалея.
- Ни на богов нельзя сетовать (они-то не погрешают ни вольно, ни невольно), ни на людей (эти не иначе, как невольно). Сетовать, выходит, не на кого.
- Я часто дивился тому, что каждый, любя себя больше других, в то же время своему убеждению о себе придает меньшее значение, нежели убеждению других (...) Мы более стесняемся своих ближних – что-то они подумают о нас, – нежели самих себя.
- Презирающие друг друга – друг другу угождают, а желающие превзойти друг друга – пресмыкаются друг перед другом.
- Нет такого счастливца, чтобы по смерти его не стояли рядом люди, которым приятна случившаяся беда. Был он положителен, мудр – так разве не найдется кто-нибудь, кто про себя скажет: «Наконец-то отдохну от этого воспитателя. Он, правда, никому не досаждал, но я-то чувствовал, что втайне он нас осуждает».
- Все происходящее ничем не отличается от происходившего ранее и имеющего произойти в будущем. (...) Повсюду одно и то же, только действующие лица другие.
- Тот, кто во всем следует разуму, не суетлив и в то же время деятелен, весел и вместе с тем уравновешен.
- Если делаешь добро человеку, чего еще хочешь? Мало тебе сделать нечто сообразное со своей природой – еще ты мзды себе ищешь? Все равно как глаз требовал бы плату за то, что смотрит, или ноги – за то, что ходят.
- Когда тебя возмутит чье-то бесстыдство, тотчас же спроси себя: «Возможно ли, чтобы в мире не было людей без стыда?» Нет, невозможно. Не требуй же невозможного.
- Представь себе, что ты уже умер, что жил только до настоящего момента, и оставшееся время жизни, как доставшееся тебе сверх ожидания, проводи согласно с природой.
- Люби только то, что случается с тобой и предопределено тебе. Ибо что могло бы более соответствовать тебе?
- Искусство жизни более напоминает искусство борьбы, нежели танцев. Оно требует готовности и стойкости и в отношении к внезапному и непредвиденному.
- Вполне возможно стать богоподобным человеком, оставаясь никому не известным.
- Совершенство характера – (...) чтобы всякий день проводить как последний.
- Боги бессмертны, а не сетуют, что уж придется им целую вечность терпеть вечно великое множество прескверных людей; более того, боги всячески о них заботятся; а ты, который вот-вот прекратишься, зарекаешься.
- Смешно, стараясь избежать чужой порочности – что невозможно, не стараться избежать своей собственной – что вполне возможно.
- Ты сделал добро, другому – сделано добро. Что же ты, как безумный, ищешь что-то третье сверх этого? чтобы еще и знали, как хорошо ты сделал, или чтобы получить что-то взамен?
- Люди будут делать одно и то же, как ты ни бейся.
- Старайся расположить к себе современников. Те, кто предпочитает гнаться за славой у потомства, забывают, что грядущие поколения ничем не будут отличаться от настоящего, которым они тяготятся. И эти поколения тоже смертны.
- Хочешь, чтобы тебя хвалил человек, который за один час трижды тебя обругает? Хочешь нравиться тому, кто сам себе не нравится?
- Люди рождены друг для друга. Значит, переучивай или переноси.
- Погрешающий погрешает против себя; несправедливый, делая себя злым, делает себе зло.
- Либо боги ничего не могут, либо могут. Если не могут, зачем молишься? А если могут, почему бы не помолиться лучше о том, чтобы не бояться ничего такого, ни к чему такому не вожделеть и ни о чем таком не печалиться? (...) Этот молится: как бы мне спать с нею! А ты: как бы не пожелать спать с нею! Другой: как бы от того избавиться! Ты же: как бы не нуждаться в том, чтобы избавиться! Третий: как бы не потерять ребенка! Ты: как бы не бояться потерять! Поверни так все твои моления и рассмотри, что будет.
- Измени отношение к вещам, которые тебя беспокоят, и ты будешь от них в безопасности.
- Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласно с правдой. Соблюдай это самое важное, и ты выполнишь всю задачу своей жизни.
- Терпит вред тот, кто упорствует в заблуждении и невежестве.
- Настоящий способ мстить врагу – это не походить на него.
- Если вас раздражает некий предмет, то виноват в этом не он сам, а ваше суждение о нём. И в ваших силах изменить это суждение.
- Есть такие люди, которые, оказав тебе услугу, тут же объявят, что ты им обязан.
- Если человек причинил тебе зло, немедленно удостоверься, сделал ли он это из добрых или из злых побуждений. Ибо, когда ты увидишь это, ты почувствуешь к нему жалость и не станешь ни удивляться, ни сердиться.
- Нельзя отнять ни нашего прошлого, потому что его уже нет, ни будущего, потому что мы его еще не имеем. развернуть
МАРК Аврелий в фотографиях:
- АДРИАН I Публий Элий (76 - 138)
- АНТОНИН ПИЙ (86 - 161)
- АТТИК (философ) (145 - 200)
- АФИНАГОР Афинский (130 - 190)
- ГАЛЕН Клавдий (129 - 201)
- ГЕРМОГЕН Тарсский (120 - 180)
- ГЕРОД Аттик (101 - 177)
- ГЕРОДИАН (170 - 240)
- ДИОГНЕТ (190 до н.э. - 130 до н.э.)
- КВИНТ Помпей Сосий Приск (100 - 175)
- КЛАВДИЙ МАКСИМ (90 - 170)
- КОММОД (император) (161 - 192)
- ЛАВРЕНТИЙ (епископ Византийский) (96 - 166)
- ЛУЦИЙ ВЕР I (130 - 169)
- НЕВИЙ Гней (270 до н.э. - 201 до н.э.)
- НЕРВА (30 - 98)
- ПАВСАНИЙ (писатель) (145 - 199)
- ПЕРТИНАКС I (126 - 193)
- ПОЛИЭН (120 - 180)
- РУСТИК (100 - 170)
- СЕКСТ Херонейский (160 - 230)
- СКОВОРОДА Григорий Саввич (1722 - 1794) (АВРЕЛИЙ Марк был кумиром СКОВОРОДЫ Г. С.)
- ФРОНТОН (100 - 170)
- ЭЛЕВТЕРИЙ (125 - 189)
- ЭЛИЙ Аристид (117 - 189)
- ЭЛИЙ Геродиан (140 - 200)
- ЭПИКТЕТ (философ) (72 - 138)
- АФОРИЗМЫ, ИСТОРИИ, АНЕКДОТЫ
- ЖУРНАЛ «ЛИЧНОСТИ» №16 (2008)
- Большая советская энциклопедия. 3-е издание
- http://ru.wikipedia.org
- ancientrome.ru
- psylib.ukrweb.net
- www.hrono.ru