древнегреческий философ, биограф, моралист. Происходил из состоятельной семьи, проживавшей в небольшом городе Херонее в Беотии (известном по знаменитой битве 338 г. до н. э.). В молодости в Афинах изучал математику, риторику и философию, последнюю главным образом у платоника Аммония. В дальнейшем значительное влияние на его философские взгляды оказали перипатетики и стоики. Сам он считал себя платоником, но на самом деле был скорее эклектиком, причем в философии его интересовало главным образом ее практическое приложение. Еще в молодые годы вместе с братом Ламприем и учителем Аммонием посетил Дельфы, где все еще сохранялся пришедший в упадок культ Аполлона. Это путешествие оказало серьезное влияние на жизнь и литературную деятельность Плутарха. Вскоре после возвращения из Афин в Херонею получил от городской общины какое-то поручение к римскому проконсулу провинции Ахайя и успешно выполнил его. В дальнейшем, он верно служил своему городу, занимая общественные должности. Обучая собственных сыновей, собирал в своем доме молодежь и создал своего рода частную академию, в которой играл роль наставника и лектора. Был хорошо известен современникам и как общественный деятель, и как философ. Он многократно бывал в Риме и других местах Италии, имел учеников, занятия с которыми вел на греческом языке (латынь он начал изучать лишь «на склоне лет»). В Риме встретился с неопифагорейцами, а также завязал дружбу со многими выдающимися людьми. Среди них были Арулен Рустик, Лукий Местрий Флор (соратник императора Веспасиана), Квинт Сосий Сенекион (личный друг императора Траяна). Римские друзья оказали ему ценнейшие услуги. Став чисто формально членом рода Местриев (в соответствии с римской юридической практикой), получил римское гражданство и новое имя – Местрий Плутарх. Благодаря Сенекиону он стал самым влиятельным человеком своей провинции: император Траян запретил наместнику Ахайи проводить какие-либо мероприятия без предварительного согласования с Плутархом. Впоследствии это распоряжение Траяна было подтверждено его приемником Адрианом.
На пятидесятом году жизни стал жрецом Аполлона в Дельфах. Пытаясь вернуть святилищу и оракулу былое значение, он заслужил глубокое уважение амфиктионов, которые воздвигли ему статую. Как видно из каталога некоего Ламприя, предполагаемого ученика Плутарха, он оставил после себя около 210 сочинений. Значительная часть их благополучно дошла до нашего времени. По традиции, идущей еще от издателей эпохи Возрождения, сочинения эти делятся на две основные группы: философско-публицистические, известные под общим названием «Моралии», и биографические (жизнеописания). Он не был оригинальным писателем. В основном собирал и обрабатывал то, что другие, более оригинальные писатели и мыслители написали до него. Но в его обработке целая традиция, отмеченная знаком его личности, обрела новый облик. Именно в таком виде она влияла в течение многих веков на европейскую мысль и литературу. Богатству интересов Плутарха (в основном они вращались вокруг семейной жизни, жизни греческих городов-государств, религиозных проблем и вопросов дружбы) соответствовало значительное число его сочинений, от которых сохранилось меньше половины. Чрезвычайно трудно установить их хронологию. Тематически мы можем разделить их на 2 группы: первая, очень разнородная, охватывает созданные в разные периоды сочинения, в основном философские и дидактические, объединяя их под общим названием Этика; вторую составляют биографии (в научной литературе используются обычно латинские названия этих сочинений). В Этике мы находим примерно 80 сочинений. Самыми ранними из них являются те, которые носят риторический характер, как например похвалы Афинам, рассуждения о Фортуне (греч. Тихе) и ее роли в жизни Александра Македонского или в истории Рима. Большую группу составляют также популярно-философские трактаты; из них, возможно, самым характерным для Плутарха является небольшое сочинение «О состоянии духа». Не вдаваясь глубоко в теоретические рассуждения, он часто приводит множество ценных сведений по истории философии. Таковы сочинения «Платоновские вопросы» и «О сотворении души в "Тимее"», а также полемические произведения, направленные против эпикурейцев и стоиков.
В воспитательных целях задуманы другие сочинения, содержащие советы, как надо поступать, чтобы быть счастливым и преодолеть недостатки (например, «О чрезмерном любопытстве», «О болтливости», «Об излишней робости»). По этим же причинам Плутарх занимался вопросами любви и брака. К сочинениям на темы семейной жизни относится и консоляция (то есть утешительное сочинение после тяжкой утраты), обращенная к жене Плутарха Тимоксене, потерявшей единственную дочь. Во многих сочинениях находят отражение его педагогические интересы («Как нужно молодому человеку слушать поэтов», «Как пользоваться лекциями» и т. д.). Тематически приближаются к ним его политические сочинения, особенно те из них, что содержат рекомендации для правителей и государственных деятелей. Наряду с наиболее популярными работами в диалогической форме, в Этику входили и другие – приближенные по своему характеру к научному докладу. Так, например, сочинение «О лике на лунном диске» представляет различные теории относительно этого небесного тела; в конце Плутарх обращается к теории, принятой в Академии Платона (Ксенократ), усматривая в Луне родину демонов. Он писал и о человеческой душе, интересовался психологией, возможно, даже психологией животных (если сочинения о сообразительности и разумности зверей действительно вышли из-под его пера). Вопросам религии посвятил многочисленные произведения, среди них т. н. «пифийские» диалоги, касающиеся оракула Аполлона в Дельфах. Наиболее интересным в этой группе представляется произведение «Об Исиде и Осирисе», в котором он, сам посвященный в мистерии Диониса, изложил самые разнообразные синкретические и аллегорические интерпретации мистерий Осириса.
Об интересе Плутарха к древностям свидетельствуют два сочинения: «Греческие вопросы» и «Римские вопросы», в которых раскрывается значение и происхождение различных обычаев греко-римского мира (много места отведено вопросам культа). Его пристрастие к анекдотам, проявившееся и в его биографиях, отражено в сборнике лакедемонских присловий (другой сборник известных изречений, «Апофегмы царей и полководцев», скорее всего не является подлинным). Самые разные темы раскрывают в форме диалога такие произведения, как «Пир семи мудрецов» или «Беседы на пиру» (в 9 книгах). В «Этику» Плутарха включены и неаутентичные произведения (неизвестных авторов, приписанные ему еще в древности и получившие под его именем широкую известность). К важнейшим из них принадлежат трактаты «О музыке» (один из главных источников наших знаний об античной музыке вообще) и «О воспитании детей» (произведение, переведенное еще в эпоху Возрождения на многие языки и до начала XIX в. считавшееся аутентичным).