римский философ-платоник, автор полемического трактата «Против пытающихся объяснить платоновское учение через аристотелевское» (сохранились фрагменты у Евсевия Кесарийского). Вероятно, у него было также специальное сочинение, посвященное космической душе; есть ссылки на его комментарии к платоновским «Тимею», «Федру», «Федону», а также – к «Категориям» Аристотеля. Вероятно, именно он возглавил восстановленную в 176 г. императором Марком Аврелием кафедру платоновской философии в Афинах. Представитель афинского платонизма, подчеркнуто стремящегося оградить себя от влияния других школ. Поэтому он поддерживает антиаристотелевские тенденции своего предшественника Кальвена Тавра; оборотной стороной этого оказываются, однако, стоические моменты учения философа. Порядок частей философии, принимаемый им, – этика, физика, логика. Первенство этики, по Аттику, отличает Платона от Аристотеля (начинавшего с логики), как и учение о добродетели (которой, по Платону, одной достаточно для блаженства) и учение о бессмертии индивидуальной души, которого не признавал Аристотель. В области физики – как и Плутарх из Херонеи – сторонник понимания демиургического мифа «Тимея» как протяженного во времени процесса. При этом он считает, что до вмешательства демиурга неупорядоченная материя, движимая злой душой, существовала вечно, а демиург привел ее в порядок. Проблема творения мира связана для него с учением о промысле: мир упорядочен потому, что создатель счел это состояние лучшим, нежели беспорядок, и может сохранять это упорядоченное состояние вечно. Демиург, прежде чем создать вещи, мыслит их; эти «мысли божьи» и есть идеи. Таким образом, идеи у Аттика рангом ниже демиурга, за что его позднее упрекал Сириан, согласно которому у Аттика идеями оказываются всеобщие логосы, вечно существующие в душе, с которой тождественна природа. Он подчеркивает, что мир состоит из 4 элементов, отвергая аристотелевский пятый элемент – эфир. Критика эфира для него принципиальна: называя эфир неаффицируемым телом, Аристотель, по Аттику, пытается приписать ему свойства умопостигаемой сущности, что для платоников недопустимо. Прокл отмечает, что для Аттика-комментатора характерно строгое следование тексту Платона.
Досье личности
АТТИК (философ)
Имя латиницей: Atticus
Пол: мужской
Дата рождения: реконструировано 00.00.145
Дата смерти: реконструировано 00.00.200 Возраст (55)
Знак зодиака: Неизвестно
По восточному: Петух
География: РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ.
Ключевые слова: знание, наука, философ.
Anno: 0180
АТТИК (философ)
- АНФИЯ Римская
- АПЕЛЛИЙ
- АПИОН (грамматик)
- АПИЦИЙ
- АПОЛЛОДОР из Дамаска
- АПОЛЛОНИЙ Антинойский
- АПОЛЛОНИЙ Дискол
- АПОЛЛОНИЙ Никопольский
- АПОЛЛОНИЙ Тианский
- АПОЛЛОС
- АППИЙ Клавдий Пульхр (консул 38 г. до н. э.)
- АППИЙ Клавдий Пульхр (консул 54 г. до н. э.)
- АППИЙ Клавдий Пульхр (консул 79 г. до н. э.)
- АПФИЯ Колосская
- АРИАДНА Промисская
- АРИАН Антинойский
- АРИС Египтянин
- АРИСТОВУЛ
- АРКЕЛАЙ Никопольский
- АРМАНД I
- АРХИЙ Лициний Авл
- АРХИПП
- АРХИПП Херотопский
- АСКИТРЕЯ Селевкийская
- АСКЛЕПИОДОТ (король)
- АСКЛИАДА Маркианопольская
- АСПАР
- АСТЕРИЙ Киликийский
- АСТЕРИЙ Римлянин
- АСТИОН Алмирисский
- АТЕНЕЙ Никопольский
- АТИЯ Бальба Цезония
- АТТ Навий
- АТТИК (философ)
- АТТИЛА
- АТТОН Никопольский
- АФАНАСИЙ Мелитинский
- АФАНАСИЙ Севастийский
- АФИНАГОР Афинский
- АФИНЕЙ
- АФРИКАН Петрийский
- АХАИК
- АХИЛЛЕЙ Никопольский
- АЦИЛИЙ Север
- АЭЦИЙ Флавий
- БАЛЬБИН I
- БАР-КОХБА Симон
- БАТО
- БЕНЕДИКТ III
- БОНИФАЦИЙ (магистр армии)
- БОНИФАЦИЙ I
- БОНОЗ I
- БОУДИККА
- БОЭЦИЙ Аниций Манлий Торкват Северин
- БРИТАННИК
- БРУТ Децим Юний Альбин
- ВАБАЛЛАТ I
- ВАВИЛА Антиохийский
- ВАВИЛА Никомидийский
- ВАВИЛА Сицилийский
- ВАЛЕНТ I
- ВАЛЕНТ II
- ВАЛЕНТ Севастийский
- ВАЛЕНТИН