римский философ-платоник, автор полемического трактата «Против пытающихся объяснить платоновское учение через аристотелевское» (сохранились фрагменты у Евсевия Кесарийского). Вероятно, у него было также специальное сочинение, посвященное космической душе; есть ссылки на его комментарии к платоновским «Тимею», «Федру», «Федону», а также – к «Категориям» Аристотеля. Вероятно, именно он возглавил восстановленную в 176 г. императором Марком Аврелием кафедру платоновской философии в Афинах. Представитель афинского платонизма, подчеркнуто стремящегося оградить себя от влияния других школ. Поэтому он поддерживает антиаристотелевские тенденции своего предшественника Кальвена Тавра; оборотной стороной этого оказываются, однако, стоические моменты учения философа. Порядок частей философии, принимаемый им, – этика, физика, логика. Первенство этики, по Аттику, отличает Платона от Аристотеля (начинавшего с логики), как и учение о добродетели (которой, по Платону, одной достаточно для блаженства) и учение о бессмертии индивидуальной души, которого не признавал Аристотель. В области физики – как и Плутарх из Херонеи – сторонник понимания демиургического мифа «Тимея» как протяженного во времени процесса. При этом он считает, что до вмешательства демиурга неупорядоченная материя, движимая злой душой, существовала вечно, а демиург привел ее в порядок. Проблема творения мира связана для него с учением о промысле: мир упорядочен потому, что создатель счел это состояние лучшим, нежели беспорядок, и может сохранять это упорядоченное состояние вечно. Демиург, прежде чем создать вещи, мыслит их; эти «мысли божьи» и есть идеи. Таким образом, идеи у Аттика рангом ниже демиурга, за что его позднее упрекал Сириан, согласно которому у Аттика идеями оказываются всеобщие логосы, вечно существующие в душе, с которой тождественна природа. Он подчеркивает, что мир состоит из 4 элементов, отвергая аристотелевский пятый элемент – эфир. Критика эфира для него принципиальна: называя эфир неаффицируемым телом, Аристотель, по Аттику, пытается приписать ему свойства умопостигаемой сущности, что для платоников недопустимо. Прокл отмечает, что для Аттика-комментатора характерно строгое следование тексту Платона.
Досье личности
АТТИК (философ)
Имя латиницей: Atticus
Пол: мужской
Дата рождения: реконструировано 00.00.145
Дата смерти: реконструировано 00.00.200 Возраст (55)
Знак зодиака: Неизвестно
По восточному: Петух
География: РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ.
Ключевые слова: знание, наука, философ.
Anno: 0180
АТТИК (философ)
- ВАЛЕНТИН Никопольский
- ВАЛЕНТИН Римлянин
- ВАЛЕНТИНИАН I
- ВАЛЕНТИНИАН II
- ВАЛЕНТИНИАН III
- ВАЛЕРИАН I
- ВАЛЕРИАН Римский
- ВАЛЕРИАН Томский
- ВАЛЕРИАН Трапезундский
- ВАЛЕРИЙ АНЦИАТ
- ВАЛЕРИЙ МАКСИМ
- ВАЛЕРИЙ Мелитинский
- ВАЛЕРИЙ Севастийский
- ВАЛЕРИЙ ФЛАКК
- ВАРАХИЙ Мелитинский
- ВАРВАРА
- ВАРНАВА
- ВАРСАВА
- ВАРУХ Пророк
- ВАСИЛИД Критский
- ВАСИЛИССА Мелитинская
- ВАСИЛИССА Никомидийская
- ВАССА Алонская
- ВЕГЕЦИЙ Флавий Ренат
- ВЕЛЛЕЙ ПАТЕРКУЛ
- ВЕРА Римская
- ВЕРГИЛИЙ
- ВЕРОНИКА
- ВЕРРЕС Гай
- ВЕРЦИНГЕТОРИГ
- ВЕСПАСИАН
- ВЕТРАНИОН
- ВЕТТИЙ Агорий Претекстат
- ВЕТТИЙ Руфин
- ВИВИАН Севастийский
- ВИКЕНТИЙ ЛЕРИНСКИЙ
- ВИКТОР I
- ВИКТОР Коринфский
- ВИКТОРИН I
- ВИКТОРИНУС
- ВИПСАНИЯ Марцелла
- ВИРИАТ
- ВИРИЙ Никомах Флавиан
- ВИРИЛАД Никопольский
- ВИССАРИОН Ларисский
- ВИТАЛИЙ Керкирский
- ВИТЕЛЛИЙ Авл
- ВИТРУВИЙ
- ВОНИФАТИЙ Тарсийский
- ВУЛКА из Вей
- ГАГИЙ Никопольский
- ГАИЙ
- ГАИЙ Никомидийский
- ГАИЙ Севастийский
- ГАЙ (папа)
- ГАЙ (юрист)
- ГАЙ Аврелий Котта (консул 200 г. до н. э.)
- ГАЙ Аврелий Котта (консул 75 г. до н. э.)
- ГАЙ Антистий Вет (консул 6 г. до н. э.)
- ГАЙ Антистий Вет (консул-суффект 30 г. до н. э.)
- ГАЙ Антистий Вет (пропретор 69 г. до н. э.)
- ГАЙ Антоний Гибрида
- ГАЙ Аппий Юний Силан
- ГАЙ Валерий Катулл