китайский философ, субъективный идеалист, создатель оригинальной философской доктрины в русле т. н. «учения о сердце» («синь-сюэ»), литератор, военачальник и государственный деятель. Происходил из старинного рода. Изучал конфуцианство, даосизм, буддийскую классику и военное искусство. В 1499 г. сдал экзамены на высшую ученую степень «цзинь ши». Служил в ведомстве общественных работ, ведомстве юстиции, руководил провинциальными экзаменами в Шаньдуне. В 1505 г. выступил в защиту репрессированных чиновников, протестовавших против засилья клики евнухов, был заключен в тюрьму, подвергнут телесному наказанию и сослан смотрителем почтовой станции в окраинной провинции Гуйчжоу. После 1509 г. начал успешную карьеру, дослужился до поста военного министра в Нанкине, в конце жизни был губернатором провинций Гуандун и Гуанси. Прославился подавлением мятежей и восстаний за счет военных и социально-политических мер. После кончины был оклеветан, а на его учение наложен запрет. Реабилитирован в 1567 г. с присвоением более высокого титула маркиза Синьцзяньского и почетного посмертного имени Вэнь-чэн-гун (князь Культурного совершенства). Канонизация увенчалась в 1584 г. установлением таблички с его именем в храме им. Конфуция.
Главные философские сочинения: «Записи преподанного и воспринятого», «Вопросы к "Великому учению"», «Собственное мнение о "Пяти канонах"», «Положения, установленные Чжу Си в конце жизни») и др. Был последователем Лю Цзююаня, утверждал, что вне сознания нет ни неба, ни земли. Полемизируя с последователями Чжу Си, считавшими, что путь к самоусовершенствованию идет через знание и «исследование вещей». Настаивал на том, что существенно не теоретическое познание, а понимание важнейших нравственных истин, которое дается человеку интуитивно, ибо природа, данная человеку, чиста и совершенна, и задача в том, чтобы дойти до нее путем самоуглубления и отказа от эгоистических желаний, являющихся наносными. Любой человек может стать мудрецом, если научится следовать голосу своей природы и объединит познание с действием. Его учение о единстве познания и действия по существу отрицает за познанием его собственную сущность и специфическую функцию, ибо сводит его к волевому акту: «познание – начало действия, действие – завершение познания». После смерти его школа разделилась на два течения, одно из которых, шедшее в русле конфуцианской традиции, подчеркивало этическую сторону его учения, другое же сближало выдвинутую им идею интуитивного познания с буддийским понятием просветления.