китайский философ, основоположник одного из двух главных направлений в неоконфуцианстве «синь-сюэ» («учение о сердце») – «школа Лу Цзюаня – Ван Янмина». Рано потерял мать. В 1162 г. получил начальную ученую степень сюцай, а в 1172 – высшую цзиньши. Был замечен крупным чиновником Люй Цзуцянем, который в 1175 г. устроил ему встречу с Чжу Си, послужившую началом длительной теоретической дискуссии, в частности о смысле «Великого предела» («тай цзи»). С тех пор был другом и одновременно основным оппонентом Чжу Си. С 1174 г. – на государственной службе, сначала в качестве помощника, впоследствии с 1189 г. – главы округа. В 1182-1186 гг. – преподаватель в Государственном университете, затем у себя на родине в «учебной обители» близ горы Сяншань, где публичными лекциями привлекал большую аудиторию, доходившую до нескольких тыс. слушателей. В 1217 г. удостоился почетного имени «Вэнь-ань» («культурное умиротворение»). В 1530 г. был официально включен в число наиболее выдающихся конфуцианцев.
Развивал свои взгляды вместе со старшими братьями – Лу Цзюшао и Лу Цзюлином («школа трех учителей Лу»). Его учение концептуализировано в двух наиболее известных афоризмах: «Вселенная есть мое сердце (сознание), мое сердце есть Вселенная», а также «Сердце и универсальный принцип (ли) – суть одно». Эти афоризмы обнаруживают связь между учением философа и буддизмом, с одной стороны, а также с философской «школой принципа» Чжу Си – с другой. Несмотря на идейное сходство, его отношение к буддизму было негативным: называл его «эгоистичной доктриной» и противопоставлял конфуцианской этике. «Школа сердца» утвердилась как оппозиция теории Чжу Си благодаря дальнейшему развитию в учении Ван Янмина.