китайский философ-материалист и ученый-энциклопедист. Родился в интеллигентной семье, с детства отличался недюжинными способностями. В 14 лет получил низшую ученую степень сюцай. Участник вооруженной борьбы против маньчжурских завоевателей. В 1648-1650 гг., после воцарения в Пекине иноземной династии Цин (1644), участвовал в деятельности на юге страны антицинского правительства во главе с минским принцем Чжу Юланом. В 1651 г. вернулся на родину и провел там оставшуюся часть жизни, ведя уединенный, отрешенный от официальных дел образ жизни.
Автор многочисленных трудов (около 100), из которых до сих пор обнаружено и опубликовано около 70. Среди важнейших философско-теоретических сочинений: «Внешний комментарий к "Чжоуским переменам"» (1656), «Внутренний комментарий к "Чжоуским переменам"» (1686), «Введение в "Досточтимые писания"» (после 1656), «Общий комментарий к "Канону стихов"» (после 1656), «Рассуждения по прочтении "Четверокнижия" в великой полноте изъяснений» (1666), «Комментарии к "Исправлению невежественной незрелости" учителя Чжан» (около1680), «Записи размышлений и вопросов» (до 1680), «Раскрытие "Лао-цзы"» (1656-1673), «Проникновение в "Чжуан-цзы"» (1680), «Основы вероучения буддийской школы "фа-сян"» (1682). Среди общественно-исторических трудов: «Желтая книга» (1656), «Зловещий сон» (1683), «Суждения по прочтении "Всеобщего зерцала истории"» (1688), «Суждения об эпохе Сун» (около 1688). Утверждал, что материя вечна, выступал против учения буддизма о призрачности мира. Как сторонник идеи абсолютного движения и развития мира считал, что вещи не возникают и не уничтожаются, а лишь «уходят и приходят», «собираются и рассеиваются», «темнеют и светлеют». Создал «теорию ежедневного нового рождения человеческой природы», причем сущность человеческой природы понималась им как нечто естественно-биологическое. Выступил с критикой феодализма, с требованием равномерного распределения добра и зла в обществе. Эти взгляды были прогрессивными в условиях Китая XVII в. Вслед за Чжан Цзаем выдвинул тезис «Великая пустота – единая реальность», согласно которому первооснову мироздания составляет всеобъемлющее вместилище «Великая пустота», наполненное единой и неуничтожимой субстанцией – «пневмой» (ци), которая, динамически трансформируясь, сгущаясь и разрежаясь, образует все многообразие «тьмы вещей». Признавал право каждого народа на самостоятельное существование и вместе с тем подчеркивал культурно-этическое превосходство китайцев над «варварскими» соседними народами. Крайне критически относился к школе Лу Цзююаня – Ван Янмина, усматривая пороки ее «учения о сердце» в пагубном влиянии буддизма.