Досье личности

Ценность: 1,692 (13)

Симпатия: 2 (13)

дата обновления - 2018-02-20

просмотров - 4

МО-ЦЗЫ

Другое имя: Мо Ди

Имя латиницей: Mozi; Micius; Mo Di

Пол: мужской

Дата рождения: приблизительно 00.00.468 до н.э.

Место рождения: Китай

Дата смерти: приблизительно 00.00.376 до н.э. Возраст (92)

Место смерти: Китай

Знак зодиака: Неизвестно

По восточному: Обезьяна

География: ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ, КИТАЙ.

Ключевые слова: знание, наука, основатель, философ.

Anno: -410

МО-ЦЗЫ

китайский философ и политический деятель, основатель философской школы моистов («мо-цзя»). Происходил из семьи ремесленников, был хорошо образован. Согласно трактату «Хань шу» историка Бань Гу, философ вел подвижническую жизнь, проповедуя свое учение, побывал в государствах Лу, Ци, Сун, Чжэн, Чу, Юэ и др. Имел сотни учеников, славился ораторским мастерством, проявил себя тонким дипломатом, был сведущ в искусстве фортификации. Предположительно был сановником («да фу») в государстве Сун.

Изучал конфуцианство, пока не пришел к выводу о том, что размеренные ритуалы и тягостные церемониалы отнюдь не способствуют душевному развитию. В результате вел идейную борьбу против конфуцианства, обосновывавшего незыблемость господства наследственной аристократии. В отличие от Конфуция искал возврата к непосредственности в человеческих отношениях, отличающей жизнь простых людей. Разработал философское учение, во многом противостоящее взглядам ранних конфуцианцев. Его взгляды отражены в трактате «Мо-цзы», который был составлен его учениками, но включает и главы, написанные самим философом. Трактат был завершен к концу III – началу II вв. до н. э. Философ и его последователи отражали интересы свободных низших слоев китайского общества – земледельцев, ремесленников, торговцев. Центральной идеей учения является призыв добиваться установления отношений между всеми людьми на принципах «всеобщей любви и взаимной выгоды», осуждая жестокость правителей, их расточительство с позиций своей этической системы. Этот тезис моистов, в противовес конфуцианским принципам разделения общества на «простолюдинов» и «благородных мужей», «правящих» и «управляемых», представлял собой попытку своеобразного этического обоснования идеи равенства людей и отражал стремление привлечь к участию в политической жизни государства широкие слои населения. Из тезиса о «всеобщей любви и взаимной выгоде» вытекают все остальные принципы учения Мо-Цзы: «почитание мудрости», «почитание единства», «против нападений», «за экономию в расходах» и т. д. Для обоснования принципа «всеобщей любви» и придания ему значения космического закона философ прибегал к использованию традиционных китайских верований в небо и духов, но это не мешало ему выступать против конфуцианских взглядов о существовании «небесной судьбы». Впервые в китайской философии выдвинул категорию причины (гу), принципы классификации (лэй) и три критерия оценки истинности знаний (соответствие тому, что видели, слышали люди, соответствие пользе людей, соответствие свидетельствам древних книг).

Также философ отрицал агрессивные войны как аморальные и в принципе бесполезные, губящие материальные людские ресурсы во имя выгоды лишь горстки людей. В то же время стоял за то, чтобы «оборона страны была надежной» и сам со своими учениками приходил на помощь государствам, подвергшимся агрессии. Полагал, что прежде чем признать что бы то ни было благом, следует установить, какую пользу оно принесет народу. Безусловными благами для страны он признавал рост народонаселения, увеличение его благосостояния, устранение грозящих изнутри и извне опасностей и устранение хаоса. Социально-политические аспекты его учения нашли развитие в идеологии легизма, преломились во взглядах ряда древних философов, прежде всего Сюнь-цзы, Хань Фэя, Тань Сытуна, Сунь Ятсена и др. Поздние моисты углубили классификацию знаний по их источнику и характеру и разработали довольно цельную для своего времени систему категорий логики, оставшейся наивысшим достижением классической китайской философии в области логики.

Афоризмы (9)
Медиа (0)
Связи (11)
Источники (7)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх