Досье личности

Ценность: 4,526 (19)

Симпатия: 4,368 (19)

дата обновления - 2017-02-27

просмотров - 14

ФЕЙЕРБАХ Людвиг Андреас

Имя латиницей: Feuerbach Ludwig Andreas

Пол: мужской

Дата рождения: 28.07.1804

Место рождения: Ландсхут, Бавария, Германия

Дата смерти: 13.09.1872 Возраст (68)

Место смерти: Рехенберг, около Нюрнберга, Германия

Знак зодиака: Лев

По восточному: Крыса

География: ГЕРМАНИЯ.

Ключевые слова: знание, наука, философ.

Anno: 1830

Людвиг Андреас ФЕЙЕРБАХ

немецкий философ-метафизик, сын криминолога, специалиста по уголовному праву Пауля Йоханна Анзельма фон Фейербаха. Изучал богословие в Хайдельберге у гегельянца Дауба, от которого и воспринял идеи Гегеля; затем слушал самого Гегеля в Берлине. С 1828 г. читал лекции в Эрлангене; с 1836 г. жил около Байройта, потом в Нюрнберге на горе Рехенберг. Его первым значительным произведением была «История новой философии от Бэкона до Спинозы» (1833). Эта книга написана в духе гегелевской философии. В ней уже зарождается вопрос, который его всегда интересовал – вопрос об отношении философии к религии. Вторую часть истории философии составило исследование лейбницевской философии (1837), третью часть – характеристика философии Пьера Бейля (1838). В первых двух исследованиях он придерживается пантеизма, высоко ценя философию Спинозы. Учение традиционной теологии о бессмертии здесь уже, однако, отвергается им, как и в раннем его анонимном произведении «Мысли о смерти и бессмертии» (1830). Когда имя автора стало известно, Фейербах навсегда потерял возможность быть профессором. Попытки его друзей доставить ему кафедру были безуспешны. В сочинении о Бейле он впервые с особенной силой подчеркивает непримиримую противоположность между философией и религией. Он указывает на слепое подчинение авторитету и догме и на веру в чудо – как на основания богословия, на свободу разумного исследования и изучение закономерности явлений – как на основания науки и философии. Фейербах здесь намечает проблему психогенезиса религиозных догматов, как своеобразных метафизических иллюзий человеческого ума. Эта проблема разрабатывается им детально в двух последующих сочинениях: «Философия и христианство» и «Сущность христианства». В позднейших сочинениях: «Предварительные положения к философской реформе», «Основы философии будущего», «Сущность религии» и «Чтения о сущности религии» – он в еще более резкой форме развивает свой сенсуализм, натурализм и антропологизм. Он уже склоняется к материализму («человек есть то, что он ест») и в этом отношении является одним из первых представителей неоматериализма, вышедшего из «крайне левого» гегельянства. Его философские и религиозные идеи оказали глубокое влияние на Маркса, Энгельса и других духовных вождей немецкой социал-демократии. Философское развитие Фейербаха лучше всего описано им самим: «Бог был моей первой мыслью, разум – второй, человек – третьей и последней». От изучения теологии он перешел к увлечению гегелевской философией, а от нее – к сенсуализму в теории познания и к антропологической точке зрения в религии. Был убежден, что чувственность – единый источник истинного знания. Это неизбежно приводит его к отрицанию существования общих понятий и к признанию истинным единичного, конкретного. Повторяя, таким образом, сенсуалистов XVIII в., он не останавливается на подробном исследовании того, как чувство само может быть источником знания; в то же время вместе с Гегелем глубоко убежден в могуществе разума, в возможности всеобщего и необходимого познания. Другая характерная особенность его теории познания заключается в его учении о теизме. Для него достоверность бытия определяется не только его доступностью собственному чувству человека, но и его реальностью для другого. Любовь к другим живым существам, солидарность с ними раскрывают передо мной истинное – реальное бытие: «любовь есть истинное онтологическое доказательство бытия предмета вне нашей мысли – и не существует никакого иного доказательства бытия, кроме любви и ощущения». Эта мысль, навеянная, очевидно, Шлейермахером, сближает Фейербаха с новейшими немецкими позитивистами: социальное доказательство реальности внешнего мира у Риля («Philos. Kritizismus», II, 57) и Авенариуса («Der Menschliche Weltbegriff», 1891) напоминает его взгляды. В его духовном развитии интерес к этике и религиозной проблеме был всегда преобладающим, и эта сторона его философии разработана гораздо полнее, чем вопросы теории познания. В 20-х гг. XIX в. среди немецких и австрийских философов-идеалистов господствовало мнение, что Кант неопровержимо доказал невозможность общеобязательной этики, построенной на эвдемонистической основе. В этом сходились столь различные мыслители, как Фихте, Гегель и Шопенгауэр. Наиболее видным из немногочисленных защитников эвдемонизма был Бенеке, выпустивший в свет в 1822 г. «Grundlegung zur Physik der Sitten»; но эта книга, по-видимому, осталась неизвестной Фейербаху. Важную составную часть его философии представляет учение о психогенезисе религиозных миросозерцаний. Он задается целью показать, каким путем в человечестве и в человеке постепенно складывается известное религиозное миросозерцание. В то же время он резко расходится с «атеистами» XVIII в. в понимании психологического и исторического происхождения религии. В XVIII в. среди философов-просветителей (Вольтер, Гольбах) господствовал взгляд, что религия в ее исторических формах есть лишь плод невежества и суеверия, с одной стороны, сознательной мистификации ради политических целей – с другой. Его идеи в области психологии религии сообщили толчок плодотворным исследованиям по истории религии в трудах Штрауса, кн. С. Н. Трубецкого и др. С другой стороны, за ними последовал целый ряд этнографических исследований по первобытной религии (Леббока, Тэйлора, Спенсера, Группе и др.). Наконец, они дали толчок новейшим психологическим работам в этой области, в которых более подробно исследуются факторы религиозного творчества (Гюйо, Маршалль, А. Ланге). Учение Авенариуса об «интроекции» (в его книге «Человеческое понятие о мире») и о том виде «тимематологической апперцепции», который он называет «антропоморфическим», также навеяны Фейербахом. Есть много общего с Фейербахом в религиозных идеях Конта и Милля, но ни тот, ни другой не были знакомы с сочинениями философа. Умер в бедности. В настоящее время на месте его жилища разбит парк Рехенберг, установлена массивная глыба в его честь, а также распланирована «Философская тропа» с таблицами, содержащими некоторые из его сентенций.

Афоризмы (26)
Медиа (1)

Людвиг Андреас ФЕЙЕРБАХ в фотографиях:

Связи (36)
Источники (6)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх