немецкий философ. Родился в семье кенигсбергского шорника Иоганна Георга Канта. По старому прусскому календарю был день святого Иммануила, и мальчика нарекли этим библейским именем, означающим «с нами бог». Именно он стал родоначальником немецкой классической философии.
Под попечением доктора теологии Франца Альберта Шульца, окончил престижную гимназию «Фридрихс-Коллегиум», а затем в 1740 г. поступил в Кёнигсбергский университет. Из-за смерти отца завершить учебу ему не удалось и, чтобы прокормить семью, на десять лет стал домашним учителем. Именно в это время, в 1747-1755 гг., разработал и опубликовал свою космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности, не утратившую актуальности до сих пор.
В 1755 г. защитил диссертацию и получил докторскую степень, что, наконец, дало ему право преподавать в университете. Для него наступил сорокалетний период преподавательской деятельности. Во время Семилетней войны с 1758 по 1762 гг. Кенигсберг находился под юрисдикцией российского правительства, что нашло отражение в деловой переписке философа. В частности, прошение на должность ординарного профессора в 1758 г. он адресует императрице Елизавете Петровне. Естественнонаучные и философские изыскания дополняются «политологическими» опусами, так, в трактате «К вечному миру» он впервые прописал культурные и философские основы будущего объединения Европы в семью просвещенных народов. С 1770 г. принято вести отсчет «критического» периода в творчестве философа. В этом году в возрасте 46 лет он был назначен профессором логики и метафизики Кенигсбергского университета, где до 1797 г. преподавал обширный цикл дисциплин – философских, математических, физических.
Профессор университета в Кенигсберге, иностранный почетный член Петербургской АН (1794). В 1747-1755 гг. разработал космогоническую гипотезу происхождения солнечной системы из первоначальной туманности («Всеобщая естественная история и теория неба», 1755). В развитой с 1770 г. «критической философии» («Критика чистого разума», 1781; «Критика практического разума», 1788; «Критика способности суждения», 1790) выступил против догматизма умозрительной метафизики и скептицизма с дуалистическим учением о непознаваемых «вещах в себе» (объективном источнике ощущений) и познаваемых явлениях, образующих сферу бесконечного возможного опыта. Условие познания – общезначимые априорные формы, упорядочивающие хаос ощущений. Идеи Бога, свободы, бессмертия, недоказуемые теоретически, являются, однако, постулатами «практического разума», необходимой предпосылкой нравственности. Центральный принцип его этики, основанной на понятии долга, – категорический императив. Его учение об антиномиях теоретического разума сыграло большую роль в развитии диалектики. Ему принадлежит фраза – «Дайте мне материю, и я построю из нее мир».