Досье личности

Ценность: 1,769 (13)

Симпатия: 1,923 (13)

дата обновления - 2018-04-30

просмотров - 3

ЦЗИНЬ Юэлинь

Имя латиницей: Jin Yuelin

Пол: мужской

Дата рождения: 14.07.1895

Место рождения: Чанша, провинция Хунань, Китай

Дата смерти: 19.10.1984 Возраст (89)

Место смерти: Пекин, Китай

Знак зодиака: Рак

По восточному: Коза

География: ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ, КИТАЙ.

Ключевые слова: знание, логик, наука, философ.

Anno: 1985

ЦЗИНЬ Юэлинь

китайский философ и логик. Доктор философии (1920). Участник «Движения 4-го мая» (1919). Учился в политехническом Университете Цинхуа (1911-1914), в Пенсильванском и Колумбийском университетах США (1914-1920), а также в Англии, Германии, Франции и Италии (1921-1924). По возвращению в Китай (1925) – профессор и декан философского факультета Университета Цинхуа и Объединенного университета Юго-Запада, директор Института литературы. В 1926 г. основал кафедру философии в Университете Цинхуа. После 1949 г. участвовал в написании учебных пособий по формальной логике, защищал ее от обвинений в метафизичности. В том же году стал изучать марксизм и занимался самокритикой. С 1952 г. – декан факультета литературы и профессор философии факультета Пекинского университета. С 1955 г. – член отдела философских и общественных наук АН Китая, заместитель директора Института философии, председатель и почетный председатель Китайского общества изучения логики, член ВАК Госсовета, ПК ЦК Демократической лиги Китая, Всекитайского комитета НПКСК. В декабре 1985 г., по итогам конференции по научному наследию Цзинь Юэлиня, его философские взгляды были признаны вершиной немарксистской мысли Китая 1930-40-х гг. В июле 1987 г. под эгидой Института философии АОН Китая был создан Научный фонд им. Цзинь Юэлиня.

Взгляды философа сформировались в 1930-х гг. под влиянием идей классической (Д. Юм, И. Кант) и современной западной философии (Б. Рассел). В юности занимался изучением политических вглядов неогегельянца Т. Грина. Наряду с философом Фэн Юланем пытался опереться на труды западной аналитической философии, занимал спорную позицию по отношении к взглядам Л. Витгенштейна. Создал концепцию метафизики «дао», сочетавшую западные методы и китайские термины. В работе «О дао» (1940) представил «дао» как верховную концепцию или высшую сферу философии, общий путь-закон движения реального мира в целом и всего множества образующих его вещей. Ввел метафизические понятия «форма» («ши») и «возможность» («нэп»): «Дао есть форма-возможность». Атрибуты, еще не реализовавшиеся в мире, содержит в себе «форма», существующая в неразрывном единстве с «возможностью». Признавал независимое от человека существование реального мира, который не является продуктом чувств или мыслей познающего субъекта. Считал, что субъект познает мир через обработку личным сознанием некой «данности» («со юй»), которая имеет объективный характер и несет информацию о внешнем мире. Подверг критике субъективно-идеалистическую теорию познания, в частности теорию «субъективных форм» Б. Рассела. Отмечал двойственную роль абстрактных понятий, обладающих по отношению к «данности» одновременно дескриптивным («описательно»-копирующим) и нормативным (детерминирующим и упорядочивающим) характером. Различные типы познающих субъектов образуют из «данности» свои специфические миры, не совпадающие друг с другом. Среди трудов: «Теория знания» (1983), «Логика» (1935), открывшая путь преподаванию и исследованию дедуктивной, математической и модальной логики в Китае, «Философия Рассела» (1960-е), содержащая критический анализ учения Б. Рассела, прежде всего его теории познания, и др.

Медиа (4)

ЦЗИНЬ Юэлинь в фотографиях:

Связи (7)
Источники (2)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх