русский религиозный философ, поэт, публицист. Сын С. М. Соловьева. Учился в Московском университете (1869-1873). Изучал труды Дж. Ст. Милля, А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля. В 1874 г. защитил диссертацию на тему «Кризис Западной философии. Против позитивистов», которая явилась его первым крупным философским сочинением. В центре его философской системы лежит учение о св. Софии, как Божьей Премудрости Вечной Женственности. В 1880 г. защитил докторскую диссертацию по философии на тему «Критика отвлеченных начал» и стал работать в качестве приват-доцента Московского и Петербургского университетов, а также лектора на Высших женских курсах. В феврале 1882 г. оставил преподавательскую деятельность и занялся только творческой. В конце 1880-х гг. он предпринял ряд поездок в Хорватию, где создал произведение «История и будущность теократии» (1886), в котором актуализировал проблему соединения католической и православной веры, Восточной и Западной церквей. Его основными произведениями, кроме уже упомянутых, являются «Философские начала цельного знания» (1877), «Чтения о богочеловеке» (1877-1881), «Три речи в память Достоевского» (1881-1883), «Духовные основы жизни» (1882-1884), «Великий спор и христианская политика» (1883), «Смысл любви» (1892-1894), «Оправдание добра» (1895), «Теоретическая философия» (1897-1899), «Три разговора» (1899-1900), публицистические статьи «Национальный вопрос в России» в двух выпусках (1883-1891), «Китай и Европа» (1890) и др. В центре его философского мировоззрения стоит идея, что только истина, раскрытая Христом, поможет человечеству преодолеть духовный и общественный кризис, т. е. нравственную деградацию высших классов, погрязших в роскоши, и низших, живущих в нищете и невежестве, а также давление государства на личность. В этическом и социальном учениях разработал концепцию идеального общества.
Досье личности
СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич
Имя латиницей: Solovjov Vladimir Sergeevich
Пол: мужской
Дата рождения: 28.01.1853
Место рождения: Москва, Россия
Дата смерти: 12.08.1900 Возраст (47)
Место смерти: село Узкое, ныне в черте Москвы, Россия
Знак зодиака: Водолей
По восточному: Бык
География: РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, РОССИЯ.
Ключевые слова: автор, знание, литература, ЛИЧНОСТИ журнал, наука, поэт, публицист, религия, философ.
Anno: 1886
Владимир Сергеевич СОЛОВЬЕВ
- Даже искренне верующий славянофил все-таки остается внутренне чужд и непричастен народной вере. Он верит в народ и в его веру; но ведь народ верит не в самого себя и не в свою веру.
- Славянофилы поклонялись русскому народу не потому, чтоб он действительно был воплощением христианского идеала, а напротив, они старались представить его себе и другим в таком идеальном свете потому, что уже поклонялись ему, каков бы он ни оказался: он был для них не по хорошему мил, а по милу хорош.
- Сравнивают народ с растением, говорят о крепости корней, о глубине почвы. Забывают, что и растение, для того чтобы приносить цветы и плоды, должно не только держаться корнями в почве, но и подниматься над почвой, должно быть открыто для внешних чужих влияний, для росы и дождя, для свободного ветра и солнечных лучей.
- Идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности.
- Человек должен быть нравственным свободно, а это значит, что ему должна быть предоставлена и некоторая свобода быть безнравственным.
- У нас (как кто-то заметил) честные люди встречаются реже, чем святые.
- Свобода – это когда не нужно выбирать.
- Человек мог бы быть определен как животное стыдящееся.
- Ум, одолевший собственные сомнения, не делает сердце равнодушным к чужим заблуждениям.
- Сущность права состоит в равновесии двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага.
- Справедливость не есть простое равенство, а равенство в исполнении должного.
- Совесть – это социальный стыд, а стыд – это природная совесть.
- Право в интересе свободы дозволяет людям быть злыми, не вмешивается в их свободный выбор между добром и злом; оно только в интересе общего блага припятствует злому человеку стать злодеем.
- Нравственное значение брака состоит в том, что женщина перестает быть орудием естественных влечений, а признается как существо абсолютно ценное само по себе, как необходимое восполнение индивидуального человека до его истинной целостности.
- Нравственная обязанность настоящего патриота – служить народу в человечестве и человечеству в народе.
- Кто хочет принять смысл жизни как внешний авторитет, тот кончает тем, что за смысл жизни принимает бессмыслицу своего собственного произвола.
- Высшая нравственность требует некоторой свободы для безнравственности.
- Вся прелесть детей для нас, особая, человеческая их прелесть неразрывно связана с надеждою, что они будут не то, что мы, будут лучше нас.
- Вино – прекрасный реактив: в нем обнаруживается весь человек: кто скот, тот в вине станет совершенной скотиной, а кто человек – тот в вине станет ангелом. развернуть
Владимир Сергеевич СОЛОВЬЕВ в журнале «Личности»:
ВЛАДИМИР СОЛОВЬЕВ: ПОРТРЕТ В ЗЕРКАЛЬНОМ ОСКОЛКЕ
Личности 69/2014Владимир Сергеевич СОЛОВЬЕВ в книгах:
Владимир Сергеевич СОЛОВЬЕВ в фотографиях:
- АРСЕНЬЕВ Николай Сергеевич (1888) (1888 - 1977)
- БААДЕР Франц Ксавер фон (1765 - 1841)
- БЛОК Александр Александрович (1880 - 1921) (Владимир СОЛОВЬЕВ оказал влияние на творчество Александра БЛОКА)
- БОРАТЫНСКАЯ Екатерина Ивановна (1899 - 1920)
- ГАРТМАН Эдуард (1842 - 1906) (Владимир СОЛОВЬЕВ изучал труды Эдуарда ГАРТМАНА)
- ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих (1770 - 1830) (Владимир СОЛОВЬЕВ изучал труды Георга ГЕГЕЛЯ)
- ГИППИУС Зинаида Николаевна (1869 - 1945)
- ГНЕДИЧ Петр Петрович (1855 - 1925)
- ГУЛЫГА Арсений Владимирович (1921 - 1996)
- ЗЕНЬКОВСКИЙ Василий Васильевич (1881 - 1962)
- ИВАНОВ Вячеслав Иванович (1866 - 1949) (Владимир СОЛОВЬЕВ оказал влияние на формирование мировоззрений Вячеслава ИВАНОВА)
- КОРОЛЕНКО Владимир Галактионович (1853 - 1921)
- КОТЛЯРЕВСКИЙ Нестор Александрович (1863 - 1925)
- КРАМСКОЙ Иван Николаевич (1837 - 1887)
- ЛЕОНТЬЕВ Константин Николаевич (1831 - 1891)
- ЛОСЕВ Алексей Федорович (1893 - 1988)
- МЕНЬ Александр Владимирович (1935 - 1990) (статья о Соловьеве)
- МИЛЛЕР-ТОЛСТАЯ София Андреевна (1827 - 1892)
- МИЛЛЬ Джон Стюарт (1806 - 1873) (Владимир СОЛОВЬЕВ изучал труды Джона МИЛЛЯ)
- РАДЛОВ Эрнест Леопольдович (1854 - 1928)
- СМИРНОВА Ольга Николаевна (1834 - 1893)
- СОЛОВЬЕВ Сергей Михайлович (1820 - 1879) (Сергей СОЛОВЬЕВ - отец Владимира СОЛОВЬЕВА)
- СОЛОВЬЕВА Поликсена Сергеевна (1867 - 1924)
- ТРУБЕЦКОЙ Евгений Николаевич (1863 - 1920)
- ТРУБЕЦКОЙ Сергей Николаевич (1862 - 1905)
- ХЛЕБНИКОВ Велимир (1885 - 1922) (Владимир СОЛОВЬЕВ оказал влияние на становление творчества Велемира ХЛЕБНИКОВА)
- ШЕЛЛИНГ Фридрих Вильгельм Йозеф (1775 - 1854) (Владимир СОЛОВЬЕВ изучал труды Фридриха ШЕЛЛИНГА)
- ШОПЕНГАУЭР Артур (1788 - 1860) (Владимир СОЛОВЬЕВ изучал труды Артура ШОПЕНГАУЭРА)
- ЮРКЕВИЧ Памфил Данилович (1827 - 1874) (СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич - ученик Памфила Даниловича ЮРКЕВИЧА)
- АФОРИЗМЫ, ИСТОРИИ, АНЕКДОТЫ
- http://philosophy.ru
- http://mirosvet.narod.ru
- http://www.litera.ru
- http://www.vehi.net
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- Большая советская энциклопедия. 3-е издание
- http://users.kaluga.ru
- http://ru.wikipedia.org
- ЖУРНАЛ «ЛИЧНОСТИ» №69 (2014)