немецкий философ, представитель философии жизни. Родился в семье лютеранского священника. После окончания школы учился в университетах Бонна и Лейпцига, где увлекся греческой и латинской классикой. В тот же период познакомился с работами немецкого философа Артура Шопенгауэра, которые значительно повлияли на его дальнейшее творчество. В 1869 г., благодаря нескольким опубликованным статьям его, приобретшему определенную известность, пригласили занять кафедру классической филологии в Базельском университете в Швейцарии несмотря на отсутствие докторской степени. Став профессором Базельского университета, он получил швейцарское гражданство. Во время франко-прусской войны 1870-1871 гг. записался на службу в прусскую армию, служил санитаром. Во время армейской службы его здоровье серьезно ухудшилось и вскоре он вернулся в Базель, где возобновил преподавательскую деятельность. В 1872 г. опубликовал свою первую концептуальную работу «Рождение трагедии из духа музыки». Основной тезис этой книги о дуализме культуры, наличии и борьбе в ней двух начал, «аполлоновского» и «дионисийского» получил широкую известность. В своих дальнейших работах последовательно развивал идеи, основной из которых стало утверждение, что, несмотря на нынешнее господство посредственности, человек способен на великое. Его здоровье продолжало ухудшаться и в 1879 г. он оставил университет. В самой знаменитой из своих работ, «Так говорил Заратустра» он сводит воедино свои наиболее значимые выводы. Эта книга приобрела известность не только как философское, но как литературное произведение, была признана классикой мировой литературы. В этой книге он впервые выдвинул теории сверхчеловека и воли к власти. В январе 1889 г. с Ницше случился припадок, он был помещен в психиатрическую лечебницу, а затем передан на попечение семьи.
Большинство выдающихся немецких и французских философов, поэтов и писателей первой половины ХХ в. находились под его влиянием. Центральными понятиями у философа являются: сверхчеловек, воля к власти, сублимация, мораль господ, мораль рабов и вечное возвращение. Он убеждает человека «оставаться верным земле», не питать надежд на другие миры. Вместо того чтобы создавать заоблачные идеалы, символизирующие человеческую несостоятельность, следует задуматься над тем, что есть высший тип человеческого, пусть не существующий сейчас, но возможный в будущем. Ницше полагал, что «выдающиеся индивидуальные случаи постоянно встречаются в самых разных местах и культурах: и здесь мы действительно находим высший тип, который, в соотношении с человечеством в целом, является типом сверхчеловека». Согласно Ницше, воля к власти находит свое выражение в любой человеческой деятельности; он даже предполагал, что она может быть энергетической основой всего космоса в целом. Ницше не призывал стремиться к власти, он говорил о честности перед самим собой и обращал нас к примерам «сверхчеловеческой» силы, воплощенной в таких людях, как Гете и Леонардо, в противовес «человеческой, слишком человеческой» силе военных деспотов. Рассматривая кодексы морали, он считает принципиальным различие между кодексами, исходящими из правящего класса и кодексами, возникающими в среде угнетенных (по Ницше – «мораль господ» и «мораль» рабов). Считал, что современная мораль является противоречивой смесью обоих типов. Он не отождествляет свою позицию с моралью господ, однако он предпочитал ее рабской морали. Для него самым неприемлемым является чувство обиды и озлобления, в котором он усматривает ключ к рабской морали – ненависти к богатым, сильным, к хозяевам жизни; ненависти к разуму, телу, сексу; ненависти к этому миру, опороченному превознесением другого, вымышленного мира. Выступает за свободу духа, за способность подняться выше озлобления и обиды; за безграничное принятие этого мира. Основные работы: «Рождение трагедии из духа музыки» (1871), «Несвоевременные размышления» (1872-1876), «Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов» (1878), «Смешанные мнения и изречения» (1879), «Странник и его тень» (1880), «Утренняя заря, или мысли о моральных предрассудках» (1881), «Веселая наука» (1882, 1887), «Так говорил Заратустра» (1883-1887), «По ту сторону добра и зла» (1886), «К генеалогии морали» (1887), «Казус Вагнер» (1888), «Сумерки идолов» (1888), «Антихрист» (1888), «Ecce Homo» (1888).