Досье личности

Ценность: 1,75 (12)

Симпатия: 1,75 (12)

дата обновления - 2018-02-02

просмотров - 2

НАВСИФАН

Имя латиницей: Nausiphanes

Пол: мужской

Дата рождения: реконструировано 00.00.360 до н.э.

Дата смерти: реконструировано 00.00.300 до н.э. Возраст (60)

Знак зодиака: Неизвестно

По восточному: Обезьяна

География: БАЛКАНЫ, ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ, СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ.

Ключевые слова: знание, наука, философ.

Anno: -0320

НАВСИФАН

древнегреческий философ, представитель античного атомизма, ученик Анаксарха из Абдеры, последователя Метродора Хиосского. Также слушал скептика Пиррона, некоторое время бывшего в числе учеников Анаксарха; вместе с Тимоном из Флиунта и Гекатеем из Абдеры он назван у Диогена «пирроновцем». Античные авторы, выстраивая линию преемства от Демокрита до Эпикура, заключительным соединительным звеном в ней видят именно Навсифана. Он важен как представитель последемокритовского атомизма, включавшего элементы скептического учения. О нем как учителе Эпикура сообщают Цицерон, Диоген Лаэртий (со ссылкой на Аполлодора), Климент Александрийский и др., в т. ч. Суда; вместе с тем известно об отрицании самим Эпикуром этого ученичества, по крайней мере его пользы и философской значимости. Цицерон, напротив, говорит, что Эпикур не отрицал, что слушал Навсифана, но «осыпал его всякими ругательствами»; Секст Эмпирик приводит часть высказываний о нем, цитируя его «Письмо к философам Митилены», из которых, во всяком случае ясно, что Эпикур действительно слушал его в ранней молодости, предпочитая учебе веселое гулянье с товарищами. Предполагается, что Эпикур слушал его сразу после первых уроков философии у платоника Памфилия; школу Навсифана на о. Теос он посещал с 327 по 324 гг. до н. э. В биографии Пиррона у Диогена Лаэртия говорится, что «Эпикур часто расспрашивал его [Навсифана] о Пирроне». По словам Секста Эмпирика, он «серьезно занимался науками, особенно риторикой». О сочинениях его, однако, почти ничего не известно за единственным исключением, что он  был автором сочинения «Треножник», в котором излагалась этика, физика и логика. В каждой из частей «Треножника» еще с древности усматривали источник некоторых философских утверждений Эпикура. Логическая часть – вероятный источник «Каноники» Эпикура (согласно Аристону Хиосскому). В этике Навсифану приписывается введение термина «несмутимость» вместо демокритовской «неустрашимости». О физической части «Треножника» содержательных откликов не сохранилось, однако у Диогена Лаэртия среди маргинальной информации об антипатии между Эпикуром и Навсифаном можно найти сведения (источником которых назван порвавший с Эпикуром Тимократ, брат Метродора) о том, что в своем главном натурфилософском сочинении «О природе» Эпикур много полемизирует, и особенно активно с Навсифаном. В круг его интересов входили также математика, музыка и риторика. Представления философа о риторике критически обсуждаются в трактате эпикурейца Филодема из Гадары «О риторике».

Медиа (0)
Связи (15)
Источники (4)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх