древнегреческий философ-перипатетик. Сначала учился у академика Ариста, брата Антиоха Аскалонского, затем покинул Академию и вместе со своим другом, Аристоном Александрийским, стал приверженцем учения Перипата. Долгое время (с 51 по 46 гг. до н. э.) жил в Митилене, где с ним встречался Цицерон, но впоследствии вернулся в Афины. По-видимому, преподавал перипатетическую философию частным образом, так как о существовании в Афинах этого времени перипатетической школьной организации не известно. Цицерон характеризовал его как крупнейшего из современных философов; вероятно, он был старше Андроника Родосского и Боэта, о которых Цицерон ни разу не упоминает. Сочинения Кратиппа не сохранились. Известно о его интересе к вопросам мантики. Плутарх передает разговор Помпея с Кратиппом незадолго до битвы с Гаем Юлием Цезарем при Фарсале, упоминает жалобы Помпея на провидение и сказанные философом слова о том, что «должно принимать свершившееся, смиряясь с волей богов». У Тертуллиана его имя оказывается среди имен авторов, собиравших сведения о вещих снах. Наиболее содержательная информация сохранена Цицероном в трактате «О дивинации». Душа, по Кратиппу, отчасти происходит извне: в нас есть божественный дух, от которого происходят человеческие души; чувственно воспринимающая душа неразрывно связана с телом, душа разумная способна мыслить тем лучше, чем меньше ее привязанность к телу. Во сне или в состоянии исступления, когда связь души с телом ослаблена, душа может предвидеть будущее – на этом основано мантическое искусство. Доказывал наличие в душе особой мантической способности и самого искусства мантики (дивинации) следующим образом: подобно тому как никто не может видеть, не имея глаз, способных видеть, и всякий убеждается в том, что у него имеется эта способность, действительно что-то увидев своими глазами (хотя не всегда глаза видят верно), – так и без способности к дивинации нельзя было бы ничего предсказать, а в достоверности дивинации убеждает хотя бы единичный факт сбывшегося предсказания, который нельзя счесть случайным. Поскольку таковых фактов множество, следовательно, дивинация существует. Традиционно выделяли два вида дивинации: естественную (сны, экстатическое вдохновение) и искусственную (гадание по полету птиц, внутренностям животных, молнии и т. п.), к последней он относился предубежденно и не доверял ее силе предсказания (в отличие от стоиков), в чем был солидарен со школьной перипатетической точкой зрения. Вероятно, записи лекций (или книга) Кратиппа послужили одним из основных источников для Цицерона при работе над 1-й книгой трактата «О дивинации», наряду с сочинениями стоика Посидония.
Досье личности
КРАТИПП (философ)
Имя латиницей: Cratippus of Pergamon
Пол: мужской
Дата рождения: реконструировано 00.00.100 до н.э.
Дата смерти: реконструировано 00.00.40 до н.э. Возраст (60)
Знак зодиака: Неизвестно
География: БАЛКАНЫ, ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ, СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ.
Ключевые слова: знание, наука, философ.
Anno: -0051
КРАТИПП (философ)
- АНДРОНИК Родосский (50 до н.э. - 10)
- АНТИОХ из Аскалона (130 до н.э. - 68 до н.э.)
- БОЭТ Сидонский (перипатетик) (75 до н.э. - 10 до н.э.)
- ГАЙ Юлий Цезарь (сын) (100 до н.э. - 44 до н.э.)
- ПЛУТАРХ (46 - 127)
- ПОМПЕЙ Великий (106 до н.э. - 48 до н.э.)
- ПОСИДОНИЙ (135 до н.э. - 51 до н.э.)
- ТЕРТУЛЛИАН Квинт Септимий Флоренс (165 - 220)
- ЦИЦЕРОН Марк Туллий (106 до н.э. - 43 до н.э.)
- АБДЕМОН
- АВТОЛИК из Питаны
- АГАМЕМНОН
- АГАСИКЛ
- АГАТАРХИД Книдский
- АГАТОН
- АГАФАРХ
- АГАФОКЛ
- АГЕЛАД из Аргоса
- АГЕСАНДР с Родоса
- АГЕСИЛАЙ I
- АГЕСИЛАЙ II
- АГЕСИПОЛИД I
- АГЕСИПОЛИД II
- АГЕСИПОЛИД III
- АГИС I
- АГИС II
- АГИС III
- АГИС IV
- АГЛАОФОН
- АГОРАКРИТ
- АГРИППА (философ)
- АДМЕТ Пирридский
- АДРАСТ Афродисийский
- АКРОТАТ
- АКУСИЛАЙ
- АЛЕКСАМЕН
- АЛЕКСАНДР I Молосский
- АЛЕКСАНДР Афродисийский
- АЛЕКСАНДР из Антиохии на Меандре
- АЛЕКСАНДР Македонский
- АЛЕКСАНДР Полигистор
- АЛЕКСАНДР Ферский
- АЛКАМЕН
- АЛКАМЕН Спартанский
- АЛКЕЙ
- АЛКЕТ I Эпирский
- АЛКЕТ II
- АЛКИВИАД
- АЛКИФРОН
- АЛКМАН
- АЛКМЕОН Кротонский
- АЛЬБИН
- АМИКЛ Гераклейский
- АНАКРЕОНТ
- АНАКСАГОР из Клазомен
- АНАКСАНДР
- АНАКСАРХ
- АНАКСИДАМ
- АНАКСИЛАЙ
- АНАКСИМАНДР из Милета
- АНАКСИМЕН
- АНДОКИД (вазописец)
- АНДОКИД (оратор)
- АНДРОНИК Родосский
- АНИТА Тегейская
- АННИКЕРИД из Кирены
- АНТАЛКИД
- АНТЕНОР (скульптор)
- АНТИГОН Каристский
- АНТИМАХ из Колофона
- АНТИОХ (царь Мессении)
- АНТИОХ из Аскалона
- АНТИОХ Сиракузский