греческий философ-перипатетик родом из Сидона, представитель позднего периода перипатетизма, глава Перипатетической школы после Андроника Родосского, комментатор Аристотеля. Неоплатоник Аммоний называет его одиннадцатым «после Аристотеля» схолархом Перипата, однако в другом месте он же одиннадцатым схолархом называет Андроника. Боэт упоминается Симпликием в числе «древних толкователей Категорий» вместе с Андроником Родосским, Аристоном, Евдором и Афинодором, при этом, по-видимому, из них он был единственным, кто комментировал всю книгу в форме, близкой классическому комментарию. Симпликий в целом дает ему высокую оценку, отмечая его проницательность. В отличие от Андроника, чей комментарий к «Категориям» представлял парафразу текста, Боэт комментирует «Категории» «слово за словом». Он более консервативен, чем Андроник, и менее открыт для древнеакадемической и стоической традиций. В своем комментарии он уделил внимание опровержению критики «Категорий» со стороны стоиков, которые понимали «Категории» как трактат, описывающий язык и способы высказывания, а не роды сущего; но именно поэтому в качестве исследования о языке «Категории» представляют собой незаконченное произведение и не исчерпывают свой предмет полностью. В продолжение критики стоиков Боэт написал, по свидетельству Симпликия, отдельную книгу «О категориях отношение и относительное состояние». В частности, он рассуждал о несводимости аристотелевской категории «обладание» к стоической «состояние». Боэт, по Симпликию, говорит о трех значениях категории отношение: 1) к себе самому, 2) к другому и 3) другого к себе, и разводит таким образом аристотелевский и стоический термины. Кроме учения о категориях Боэт специально занимался также теорией силлогизма. Неоплатоник Аммоний в комментарии к «Первой Аналитике» приводит мнения по вопросу, являются ли силлогизмы по второй и третьей фигурам полными или неполными, называя его в числе сторонников первой точки зрения, отходящей от понимания самого Аристотеля, но после Теофраста имевшей больше сторонников. Гален в «Основах логики» упоминает его в связи с изложением стоической силлогистики и принятием им таких стоических терминов, как силлогизмы «недемонстрируемые» и «первые». Иоанн Филопон сообщает, что Боэт полагал правильным начинать изложение аристотелевской философии не с логики (как Андроник), а с физики, объясняя это тем, что следует двигаться от более понятного и привычного для нас (физические предметы именно таковы). Более подробно аргументацию Боэта излагает Элий, не называя его имя, но упоминая «тех, кто говорит, что надо начинать с физики». В каком произведении Боэта были изложены эти взгляды, сведений нет. Филопон и Элий сообщают о его взглядах по этому вопросу в комментариях на «Категории», поскольку в неоплатонической практике вопрос о порядке чтения Аристотеля излагался в преамбуле к комментариям на «Категории». Вероятно, у него был отдельный комментарий на «Физику», во всяком случае, Фемистий и Симпликий в своих комментариях на «Физику» приводят суждения Боэта: о материи как подлежащем, о времени как числе считающем и считаемом, а также как мере движения. Видимо, к их времени текст Боэта уже был утрачен, поскольку цитаты из него даются по тексту комментария Александра Афродисийского. Наконец, сочинение Порфирия «О душе против Боэта» в 5 книгах, как полагают многие исследователи, было направлено именно против Боэта-перипатетика. Фрагменты сочинения Порфирия сохранились в «Приготовлении к Евангелию» Евсевия Кесарийского. Таким образом, Боэт первым составил комментарии и трактаты по всем трем разделам учения: физике, логике и этике, положив начало всестороннему исследованию текстов Аристотеля.
Досье личности
БОЭТ Сидонский (перипатетик)
Имя латиницей: Boethus of Sidon
Пол: мужской
Дата рождения: приблизительно 00.00.75 до н.э.
Дата смерти: приблизительно 00.00.10 до н.э. Возраст (65)
Знак зодиака: Неизвестно
География: БАЛКАНЫ, ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ, СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ.
Ключевые слова: знание, наука, философ.
Anno: -0036
БОЭТ Сидонский (перипатетик)
- АЛЕКСАНДР Афродисийский (180 - 250)
- АММОНИЙ Гермий (440 - 520)
- АНДРОНИК Родосский (50 до н.э. - 10)
- АРИСТОТЕЛЬ (384 до н.э. - 322 до н.э.)
- ГАЛЕН Клавдий (129 - 201)
- ДИОГЕН Вавилонский (240 до н.э. - 150 до н.э.)
- ЕВДОР Александрийский (70 до н.э. - 10 до н.э.)
- ЕВСЕВИЙ Кесарийский (260 - 339)
- ИОАНН Филопон (490 - 570)
- КРАТИПП (философ) (100 до н.э. - 40 до н.э.)
- КСЕНАРХ (философ) (75 до н.э. - 15)
- СИМПЛИКИЙ (490 - 549)
- ТЕОФРАСТ (372 до н.э. - 287 до н.э.)
- ФЕМИСТИЙ (317 - 390)
- ЭЛИЙ Аристид (117 - 189)