Досье личности

Ценность: 1 (11)

Симпатия: 1 (11)

дата обновления - 2013-04-13

просмотров - 8

БЕЛОКУРОВ Владимир Вячеславович

Имя латиницей: Belokurov Vladimir Vyacheslavovich

Пол: мужской

Дата рождения: 08.07.1904

Место рождения: село Нижний Услон, Свияжский уезд, Россия

Дата смерти: 28.01.1973 Возраст (68)

Место смерти: Москва, Россия

Знак зодиака: Рак

По восточному: Дракон

География: РОССИЯ, СССР.

Ключевые слова: артист, искусство, кино, педагог, театр.

Anno: 1918

Владимир Вячеславович БЕЛОКУРОВ

российский актер театра и кино, педагог, народный артист СССР (1965), лауреат Сталинской премии (1951, фильм «Жуковский»). В 1918 г. окончил театральное отделение Высшего института народного образования в Казани. После окончания института работал в труппе И. Н. Певцова в Казанском драматическом театре (ныне Казанский академический русский Большой драматический театр им. Качалова). Дебютировал в пьесе Д. C. Мережковского «Павел I», в роли поручика Долгорукого. В 1920 г. поступил в Казанскую губернскую драматическую студию при Большом драматическом театре под руководством З. М. Славяновой, после окончания которой был принят в труппу Казанского Большого драматического театра. В это же время начал преподавать в Татарском театральном техникуме. В 1919-1923 гг. в казанском театре сыграл Костылева в «На дне» М. Горького, Яшу в «Вишневом саде» А. П. Чехова, Шприха в «Маскараде» М. Ю. Лермонтова, Кудряша в «Грозе» А. Н. Островского. В 1924 г. уехал из Казани в Москву и поступил в Театр им. МГСПС – будущий Театр им. Моссовета. Однако проработал меньше года, и осенью 1924 г. перешел в Театр Революции (ныне Московский академический театр им. Вл. Маяковского), который к этому времени уже покинул В. Э. Мейерхольд, но где все еще шли поставленные им пьесы. Он сыграл в одной из них – роль Белогубова в «Доходном месте» Островского, за что был отмечен рецезентами и самим Мейерхольдом. Следующим важным этапом в работе артиста стало сотрудничество с режиссером А. Д. Поповым: он получил хорошие отзывы за исполнение ролей партийца Андрона в «Моем друге» Н. Ф. Погодина и Меркуцио в «Ромео и Джульетте» Шекспира. В Театре Революции прослужил 12 лет, сыграл более тридцати ролей, в основном в пьесах современного репертуара. В это время он начал заниматься педагогической деятельностью в театральной школе юниоров и в училище при Театре Революции, а также сниматься в кино. Первой его киноработой стала роль аудитора-заики в фильме Василия Федорова «Мертвый дом» (1932), снятому по роману Ф. М. Достоевского. В 1936 г. пришел в Московский художественный академический театр, где проработал всю оставшуюся жизнь. Всего во МХАТе ему довелось сыграть 51 роль. Одна из первых ролей нового артиста – Ленька в «Земле» Н. Е. Вирты – обратила на себя внимание, и актера начинают вводить в текущий репертуар. Среди его первых ролей во МХАТе – Отшельников в «Половчанских садах» Л. М. Леонова (1938). В пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума» (1940) он воплотил образ победителя-подлеца Молчалина. Среди других ролей – Родэ («Три сестры» А. П. Чехова, 1940). Большую известность принесла ему роль Чичикова, ставшая классической в репертуаре МХАТа. Впервые в этой роли он вышел на сцену за несколько дней до начала войны, заменив В. О. Топоркова. Спектакль «Мертвых душах» в инсценировке М. А. Булгакова был поставлен в 1932 г. В. Г. Сахновским и Е. С. Телешевой под художественным руководством К. С. Станиславского и к 1941 г. стал одним из главных в репертуаре. В том же 1941 г., но уже после начала войны, вышел кинофильм «Валерий Чкалов» (1941), в котором он сыграл прославленного летчика. В годы Великой Отечественной войны продолжал работать в театре и сниматься в кино. Так, в 1943 г. он сыграл Гетманова в «Глубокой разведке» А. А. Крона. А в 1945 г. на экраны вышел один из первых советских военных детективов «Поединок», где ему досталась роль матерого диверсанта. Последовали и новые театральные работы: Яша в «Вишневом саде» (1945), лакей Григорий («Плоды просвещения» Л. Н. Толстого, 1951), Лопахин («Вишневый сад», 1958), Нечай («Над Днепром» А. Е. Корнейчука, 1961), Городничий («Ревизор» Н. В. Гоголя, 1967), Гровс («Обратный счет», 1970) и др. Постоянно снимался в кино с 1932 г. Всего он сыграл в пятидесяти фильмах. Кроме ярких ролей в фильмах «Валерий Чкалов» (1941) и «Поединок» (1945), важные киноработы в послевоенной карьере актера: один из главарей Третьего рейха Мартин Борман в фильме «Секретная миссия» (1950) и академик С. А. Чаплыгин в «Жуковском» (1950). Мастер киноэпизода и второплановых ролей. Особенно яркие его работы: боцман в «Полосатом рейсе» и персонажи в трилогии о «неуловимых мстителях», в каждой из частей которой он исполнил небольшие, но запоминающиеся роли: отец-философ, конферансье, «лохматый император» в дуэте с «лысым императором» Р. А. Быкова – в то время как роли остальных актеров были «сквозными». Особенно запомнился он зрителям в роли Левы Задова в экранизации повести А. Н.Толстого «Хмурое утро», породившей ряд крылатых фраз. В 1956 г. попробовал себя в режиссуре, совместно с Н. Д. Ковшовым поставив спектакль по пьесе А. Д. Салынского «Забытый друг».Кроме работ в театре и кино, снимался на телевидении (роль хитреца Вассеркопфа в телепостановке Татьяны Забаровской «Верните плату за обучение»), записывался на радио, выступал на эстраде. Его преподавательская деятельность продолжалась более 40 лет. В 1934-1948 гг. он преподавал в ГИТИСе, в 1944 г. выпустил курс, составивший основу Театра им. А. П. Чехова в Таганроге. В 1946 г. получил звание профессора кафедры актерского мастерства ГИТИСа. В этом же году начал преподавать во ВГИКе. Среди его учеников: Е. М. Солодова, Л. М. Аринина, Н. П. Гребешкова, Т. А. Логинова, И. А. Арепина, Феликс Яворский, С. Н. Хитров, А. В. Шенгелая, В. Н. Рыжаков, В. И. Теличкина, Е. С. Васильева, Ингрида Андриня, Антонина Лефтий, Нина Ильина, Андрей Праченко, Л. Ф. Ефименко, Г. Логинова, И. Б. Шевчук. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Медиа (1)

Владимир Вячеславович БЕЛОКУРОВ в фотографиях:

Связи (40)
Источники (5)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх