российский кинорежиссер, оператор и деятель культуры, народный артист Грузинской ССР (1965), народный артист СССР (1969). Трудовую деятельность начал в 1917 г., спустя шесть лет пришел на Тбилисскую киностудию, где работал монтажером, ассистентом оператора. В 1925 г. был оператором, а также снялся в качестве актера в фильме «Дело Тариэла Мклавадзе» И. Н. Перестиани. В фильмах «Гюлли» (1927) и «Цыганская кровь» (1928) выступал соавтором и оператором. Режиссерский дебют Калатозова – кинокартина «Их царство» (1928, сорежиссер Н. В. Гогоберидзе), построенная на хроникальном материале меньшевистской Грузии 1918-1920 гг. Этот фильм обнаружил стремление Калатозова к поэтическому, образному постижению реального мира. Пластика изображения, острые ракурсы, необычные эффекты освещения поднимают до уровня шедевра последний немой художественно-документальный фильм Калатозова «Соль Сванетии» («Джим Шванте», 1930, также один из операторов). Черно-белая графика горных пейзажей Верхней Сванетии, экспрессия в построении кадра и в смене планов, романтичность режиссерской манеры сделали «Соль Сванетии» заметным явлением советского кинематографа своего времени. С приходом звука и угасанием поэтической эстетики в кино ему пришлось пережить трудные годы. Лента «Гвоздь в сапоге» (1932) не попала в прокат. В 1933-1934 гг. режиссер был аспирантом ленинградского отделения Государственной Академии искусствознания. В 1934-1938 гг. работал директором Тбилисской киностудии. Только в 1939 г. вернулся к режиссуре, сняв на «Ленфильме» картины «Мужество» (1939) и «Валерий Чкалов» (1941), в которых патетически воспевал отвагу советских героев-летчиков. «Валерий Чкалов» (в главной роли Владимир Белокуров) имел шумный успех и упрочил режиссерскую репутацию Калатозова. В годы Великой Отечественной войны снял военную драму о ленинградской блокаде «Непобедимые» (1942, совместно с С. А. Герасимовым), затем «Киноконцерт к 25-летию Красной Армии» (1943, с Герасимовым и Е. Л. Дзиганом), после чего вновь перешел на административную работу. В качестве уполномоченного Кинокомитета он в 1943-1945 гг. был в США, затем до 1948 г. руководил главкомом по производству фильмов, был заместителем министра кинематографии СССР. Вернувшись в режиссуру, он снимает политически одиозные ленты «Заговор обреченных» (1950, по Н. Е. Вирте, премия Карловарского кинофестиваля, Сталинская за 1951) и «Вихри враждебные» (1953, по Н. Ф. Погодину, выпуск 1956). Затем поставил неожиданно для многих лирическую комедию «Верные друзья» (1954, премия Карловарского кинофестиваля) снискавшую широкую популярность у зрителей. Следующая картина «Первый эшелон» (1956, сценарий Погодина) была посвящена освоению целины. Пиком творчества режиссера и одной из лучших лент отечественного кинематографа стала экранизация пьесы «Вечно живые» В. С. Розова – фильм «Летят журавли» (1957, главный приз Каннского кинофестиваля 1958). Лирическая манера Розова, патетичность Калатозова, виртуозность операторского искусства С. П. Урусевского, блестящая игра Татьяны Самойловой и Алексея Баталова наполнили фильм атмосферой полной творческой свободы. В последующие годы Калатозов пытался наполнять свои фильмы экспрессией поэтического кино, но, несмотря на постоянное сотрудничество с Урусевским, достичь органичности картины «Летят журавли» так и не удалось. Много сил было отдано фильму «Неотправленное письмо» (1960, по рассказу В. Д. Осипова) об открытии группой геологов месторождения алмазов в сибирской тайге и их трагической гибели в лесном пожаре. Эмоционально страстная политическая картина «Я – Куба» (1964, соавтор сценария Е. А. Евтушенко) интересна операторскими решениями Урусевского, но не имеет прочной драматургической основы. Последняя картина Калатозова «Красная палатка» (1970) основана на истории полярной экспедиции Умберто Нобиле 1928 г. В фильме было задействовано множество как советских, так и европейских кинозвезд. Тема противоборства человека со стихией решалась режиссером в приподнято романтическом ключе.
Досье личности
КАЛАТОЗОВ Михаил Константинович
Другое имя: Калатозошвили Михаил Константинович
Имя латиницей: Kalatozov Mikhail Konstantinovich
Пол: мужской
Дата рождения: 28.12.1903
Место рождения: Тбилиси, Грузия
Дата смерти: 27.03.1973 Возраст (69)
Место смерти: Москва, Россия
Знак зодиака: Козерог
По восточному: Кот
Ключевые слова: искусство, кино, режиссер.
Anno: 1930
Михаил Константинович КАЛАТОЗОВ
- БАТАЛОВ Алексей Владимирович (1928 - 2017)
- БЕЛОКУРОВ Владимир Вячеславович (1904 - 1973)
- БЛЕЙМАН Михаил Юрьевич (1904 - 1973)
- ВИРТА Николай Евгеньевич (1906 - 1976)
- ГЕРАСИМОВ Сергей Аполлинариевич (1906 - 1985) (Михаил КАЛАТОЗОВ работал совместно с Сергеем ГЕРАСИМОВЫМ)
- ДЗИГАН Ефим Львович (1889 - 1981) (Михаил КАЛАТОЗОВ работал совместно с Ефимом ДЗИГАНОМ)
- ЕВТУШЕНКО Евгений Александрович (1932 - 2017) (Михаил КАЛАТОЗОВ работал совместно с Евгением ЕВТУШЕНКО)
- КАРДИНАЛЕ Клаудия (1938 - )
- КОЖЕВНИКОВ Алексей Александрович (1933 - 1986)
- КРЕМЛЕВ Герман Дмитриевич (1905 - 1975) (Герман Дмитриевич КРЕМЛЕВ автор биографии о Михаиле КАЛАТОЗОВЕ)
- НОБИЛЕ Умберто (1885 - 1978)
- ПЕРЕСТИАНИ Иван Николаевич (1870 - 1959) (Михаил КАЛАТОЗОВ снимался в фильме Ивана ПЕРЕСТИАНИ)
- ПОГОДИН Николай Федорович (1900 - 1962)
- ПУШ Лев Федорович (1892 - 1947)
- РОЗОВ Виктор Сергеевич (1913 - 2004) (Михаил КАЛАТОЗОВ экранизировал пьесу "Вечно живые" Виктора РОЗОВА)
- САМОЙЛОВА Татьяна Евгеньевна (1934 - 2014)
- УРУСЕВСКИЙ Сергей Павлович (1908 - 1974)
- ЧКАЛОВ Валерий Павлович (1904 - 1938)
- ШПИНЕЛЬ Иосиф Аронович (1892 - 1980)
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006