римский философ-платоник, автор полемического трактата «Против пытающихся объяснить платоновское учение через аристотелевское» (сохранились фрагменты у Евсевия Кесарийского). Вероятно, у него было также специальное сочинение, посвященное космической душе; есть ссылки на его комментарии к платоновским «Тимею», «Федру», «Федону», а также – к «Категориям» Аристотеля. Вероятно, именно он возглавил восстановленную в 176 г. императором Марком Аврелием кафедру платоновской философии в Афинах. Представитель афинского платонизма, подчеркнуто стремящегося оградить себя от влияния других школ. Поэтому он поддерживает антиаристотелевские тенденции своего предшественника Кальвена Тавра; оборотной стороной этого оказываются, однако, стоические моменты учения философа. Порядок частей философии, принимаемый им, – этика, физика, логика. Первенство этики, по Аттику, отличает Платона от Аристотеля (начинавшего с логики), как и учение о добродетели (которой, по Платону, одной достаточно для блаженства) и учение о бессмертии индивидуальной души, которого не признавал Аристотель. В области физики – как и Плутарх из Херонеи – сторонник понимания демиургического мифа «Тимея» как протяженного во времени процесса. При этом он считает, что до вмешательства демиурга неупорядоченная материя, движимая злой душой, существовала вечно, а демиург привел ее в порядок. Проблема творения мира связана для него с учением о промысле: мир упорядочен потому, что создатель счел это состояние лучшим, нежели беспорядок, и может сохранять это упорядоченное состояние вечно. Демиург, прежде чем создать вещи, мыслит их; эти «мысли божьи» и есть идеи. Таким образом, идеи у Аттика рангом ниже демиурга, за что его позднее упрекал Сириан, согласно которому у Аттика идеями оказываются всеобщие логосы, вечно существующие в душе, с которой тождественна природа. Он подчеркивает, что мир состоит из 4 элементов, отвергая аристотелевский пятый элемент – эфир. Критика эфира для него принципиальна: называя эфир неаффицируемым телом, Аристотель, по Аттику, пытается приписать ему свойства умопостигаемой сущности, что для платоников недопустимо. Прокл отмечает, что для Аттика-комментатора характерно строгое следование тексту Платона.
Досье личности
АТТИК (философ)
Имя латиницей: Atticus
Пол: мужской
Дата рождения: реконструировано 00.00.145
Дата смерти: реконструировано 00.00.200 Возраст (55)
Знак зодиака: Неизвестно
По восточному: Петух
География: РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ.
Ключевые слова: знание, наука, философ.
Anno: 0180
АТТИК (философ)
- БИОН Борисфенит
- БИЦИЛЛИ Петр Михайлович
- БЛАВАТСКАЯ Елена Петровна
- БЛАН Луи
- БЛОК Нед Джоель
- БЛОНДЕЛЬ Морис
- БЛОНСКИЙ Павел Петрович
- БЛОХ Артур
- БЛОХ Эрнст
- БОБРОВ Евгений Александрович
- БОВУАР Симона де
- БОГАЕВСКИЙ Борис Леонидович
- БОГДАНОВ Александр Александрович
- БОГОЛЮБОВ Николай Михайлович
- БОДРИЙАР Жан
- БОДХИДХАРМА
- БОЗАНКЕТ Бернард
- БОЙЛЬ Роберт
- БОЙМЛЕР Альфред
- БОЛЬНОВ Отто Фридрих
- БОЛЬЦАНО Бернард
- БОЛЬЦМАН Людвиг
- БОНАВЕНТУРА
- БОНАЛЬД Луи Габриель Амбруаз
- БОНДАРЕВ Тимофей Михайлович
- БОННЕ Шарль
- БОР Нильс
- БОСТРЕМ Кристофер Якоб
- БОУН Борден Паркер
- БОХЕНЬСКИЙ Юзеф Мария
- БОЭТ Сидонский (перипатетик)
- БОЭТ Сидонский (стоик)
- БОЭЦИЙ Аниций Манлий Торкват Северин
- БРАДВАРДИН Томас
- БРАЙТМЕН Эдгар Шеффилд
- БРАУН Норман
- БРАУН-БЛАНКЕ Жозиас
- БРЕНТАНО Франц
- БРИДЖМЕН Перси Уильям
- БРИЛЛИАНТОВ Александр Иванович
- БРИЛЬЯ-САВАРЕН Жан Антельм
- БРУНИ Леонардо
- БРУНО Джордано
- БРЭДЛИ Фрэнсис Герберт
- БРЮНСВИК Леон
- БРЯНЦЕВ Андрей Михайлович
- БУБЕР Мартин
- БУГАЕВ Николай Васильевич
- БУДОН Ринчендуб
- БУЛАНЖЕ Никола Антуан
- БУЛГАКОВ Сергей Николаевич
- БУЛЬТМАН Рудольф
- БУРДЬЕ Пьер
- БУРИДАН Жан
- БУРКХАРДТ Якоб
- БУСТАНИ Бутрус аль
- БУТРУ Эмиль
- БУХАРЕВ Александр Матвеевич
- БХАВАВИВЕКА
- БЫХОВСКИЙ Бернард Эммануилович
- БЬЯНКИНИ Франческо
- БЭКОН Роджер
- БЭКОН Фрэнсис (философ)
- БЭН Александр