римский философ-платоник, автор полемического трактата «Против пытающихся объяснить платоновское учение через аристотелевское» (сохранились фрагменты у Евсевия Кесарийского). Вероятно, у него было также специальное сочинение, посвященное космической душе; есть ссылки на его комментарии к платоновским «Тимею», «Федру», «Федону», а также – к «Категориям» Аристотеля. Вероятно, именно он возглавил восстановленную в 176 г. императором Марком Аврелием кафедру платоновской философии в Афинах. Представитель афинского платонизма, подчеркнуто стремящегося оградить себя от влияния других школ. Поэтому он поддерживает антиаристотелевские тенденции своего предшественника Кальвена Тавра; оборотной стороной этого оказываются, однако, стоические моменты учения философа. Порядок частей философии, принимаемый им, – этика, физика, логика. Первенство этики, по Аттику, отличает Платона от Аристотеля (начинавшего с логики), как и учение о добродетели (которой, по Платону, одной достаточно для блаженства) и учение о бессмертии индивидуальной души, которого не признавал Аристотель. В области физики – как и Плутарх из Херонеи – сторонник понимания демиургического мифа «Тимея» как протяженного во времени процесса. При этом он считает, что до вмешательства демиурга неупорядоченная материя, движимая злой душой, существовала вечно, а демиург привел ее в порядок. Проблема творения мира связана для него с учением о промысле: мир упорядочен потому, что создатель счел это состояние лучшим, нежели беспорядок, и может сохранять это упорядоченное состояние вечно. Демиург, прежде чем создать вещи, мыслит их; эти «мысли божьи» и есть идеи. Таким образом, идеи у Аттика рангом ниже демиурга, за что его позднее упрекал Сириан, согласно которому у Аттика идеями оказываются всеобщие логосы, вечно существующие в душе, с которой тождественна природа. Он подчеркивает, что мир состоит из 4 элементов, отвергая аристотелевский пятый элемент – эфир. Критика эфира для него принципиальна: называя эфир неаффицируемым телом, Аристотель, по Аттику, пытается приписать ему свойства умопостигаемой сущности, что для платоников недопустимо. Прокл отмечает, что для Аттика-комментатора характерно строгое следование тексту Платона.
Досье личности
АТТИК (философ)
Имя латиницей: Atticus
Пол: мужской
Дата рождения: реконструировано 00.00.145
Дата смерти: реконструировано 00.00.200 Возраст (55)
Знак зодиака: Неизвестно
По восточному: Петух
География: РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ.
Ключевые слова: знание, наука, философ.
Anno: 0180
АТТИК (философ)
- АСТРАДА Карлос
- АТКИНСОН Уильям Уокер
- АТТАЛИ Жак
- АТТИК (философ)
- АФАНАСЬЕВ Виктор Григорьевич
- АФИНЕЙ Механик
- АХАНДА-ЭССОМБА Оноре Годфруа
- АХЕНВАЛЛЬ Готфрид
- АХМАНОВ Александр Сергеевич
- АХОЛА-ВАЛО Александр
- АШВАГХОША
- АЯНДЕЛЕ Эммануэль Аенканми
- БААДЕР Франц Ксавер фон
- БАГГЕСЕН Енс
- БАЗАР Сент-Аман
- БАЗАРОВ Владимир Александрович
- БАЛАСАГУНИ Юсуф Хасс Хаджиб
- БАЛЛАНШ Пьер Симон
- БАНЗЕН Юлиус
- БАР-ЭБРЕЙ Григорий
- БАРБЕР Теодор Ксенофон
- БАРРЕДА Габино
- БАРРЕТУ ДИ МЕНЕЗИС Тобиас
- БАСТИД Роже
- БАТЛЕР Джозеф
- БАТТЕ Шарль
- БАУМГАРТЕН Александр Готлиб
- БАУЭР Бруно
- БАХМАНЯР Абдуль Гасан Марзубан оглы
- БАХНУНД ибн Сухвана
- БАХТИН Михаил Михайлович
- БАШЛАР Гастон
- БЕВИЛАКУА Кловис
- БЕЗАНТ Анни
- БЕЙЛЬ Пьер
- БЕЙТСОН Грегори
- БЕККЕР Балтазар
- БЕКМАН Исаак
- БЕЛЛ Джон Стюарт
- БЕЛОБОЦКИЙ Андрей
- БЕМЕ Якоб
- БЕН ШЕНЕБ Мухаммед
- БЕНТАМ Иеремия
- БЕНЬЯМИН Вальтер
- БЕРГАМО Гаспарен де
- БЕРГСОН Анри
- БЕРДЯЕВ Николай Александрович
- БЕРЕНГАР ТУРСКИЙ
- БЕРЖЬЕ Жак
- БЕРИГАР Клод
- БЕРК Эдмунд
- БЕРКЛИ Джордж
- БЕРЛИН Исайя
- БЕРНАРД ШАРТРСКИЙ
- БЕРНАРДЕН ДЕ СЕН-ПЬЕР Жак Анри
- БЕРРОУЗ Джон
- БЕТ Эверт Виллем
- БЕТТИ Эмилио
- БЖОЗОВСКИЙ Станислав Леопольд
- БИАНТ Приенский
- БИБИХИН Владимир Вениаминович
- БИККЕНИН Наиль Бариевич
- БИЛЛАНД Герардус
- БИНСВАНГЕР Людвиг