римский философ-платоник, автор полемического трактата «Против пытающихся объяснить платоновское учение через аристотелевское» (сохранились фрагменты у Евсевия Кесарийского). Вероятно, у него было также специальное сочинение, посвященное космической душе; есть ссылки на его комментарии к платоновским «Тимею», «Федру», «Федону», а также – к «Категориям» Аристотеля. Вероятно, именно он возглавил восстановленную в 176 г. императором Марком Аврелием кафедру платоновской философии в Афинах. Представитель афинского платонизма, подчеркнуто стремящегося оградить себя от влияния других школ. Поэтому он поддерживает антиаристотелевские тенденции своего предшественника Кальвена Тавра; оборотной стороной этого оказываются, однако, стоические моменты учения философа. Порядок частей философии, принимаемый им, – этика, физика, логика. Первенство этики, по Аттику, отличает Платона от Аристотеля (начинавшего с логики), как и учение о добродетели (которой, по Платону, одной достаточно для блаженства) и учение о бессмертии индивидуальной души, которого не признавал Аристотель. В области физики – как и Плутарх из Херонеи – сторонник понимания демиургического мифа «Тимея» как протяженного во времени процесса. При этом он считает, что до вмешательства демиурга неупорядоченная материя, движимая злой душой, существовала вечно, а демиург привел ее в порядок. Проблема творения мира связана для него с учением о промысле: мир упорядочен потому, что создатель счел это состояние лучшим, нежели беспорядок, и может сохранять это упорядоченное состояние вечно. Демиург, прежде чем создать вещи, мыслит их; эти «мысли божьи» и есть идеи. Таким образом, идеи у Аттика рангом ниже демиурга, за что его позднее упрекал Сириан, согласно которому у Аттика идеями оказываются всеобщие логосы, вечно существующие в душе, с которой тождественна природа. Он подчеркивает, что мир состоит из 4 элементов, отвергая аристотелевский пятый элемент – эфир. Критика эфира для него принципиальна: называя эфир неаффицируемым телом, Аристотель, по Аттику, пытается приписать ему свойства умопостигаемой сущности, что для платоников недопустимо. Прокл отмечает, что для Аттика-комментатора характерно строгое следование тексту Платона.
Досье личности
АТТИК (философ)
Имя латиницей: Atticus
Пол: мужской
Дата рождения: реконструировано 00.00.145
Дата смерти: реконструировано 00.00.200 Возраст (55)
Знак зодиака: Неизвестно
По восточному: Петух
География: РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ.
Ключевые слова: знание, наука, философ.
Anno: 0180
АТТИК (философ)
- ФУЛЬВИЯ
- ФУРИЙ Плацид
- ФУСИК Селевкийский
- ХАРИЗИЙ
- ХАРИТОН Афродисийский
- ХЕРЕМОН Александрийский
- ХИОНИЯ Аквилейская
- ХИОНИЯ Кесарийская
- ХРИСТ Никопольский
- ХРИСТОДУЛА Антиохийская
- ХУДИОН Севастийский
- ХУНЕРИХ
- ХУСДАЗАД
- ЦЕЗАРЬ Гай Юлий Германик
- ЦЕЗИЙ БАСС
- ЦЕЗОНИЯ Милония
- ЦЕЛЕСТИН I
- ЦЕЛИЙ АВРЕЛИАН
- ЦЕЛЬС
- ЦЕЛЬС (ученый)
- ЦЕНЗОРИН
- ЦЕНЗОРИН I
- ЦЕЦИЛИЙ Стаций
- ЦЕЦИЛИЯ
- ЦИНИЛЛА Корнелия
- ЦИЦЕРОН Квинт Туллий
- ЦИЦЕРОН Марк Туллий
- ЭВАРИСТ (папа)
- ЭГИДИЙ (магистр армии)
- ЭДЕМОН
- ЭДЕСИЙ Каппадокийский
- ЭЛАГАБАЛ I
- ЭЛЕВТЕРИЙ
- ЭЛИАН Тактик
- ЭЛИЙ Геродиан
- ЭЛИЙ ДОНАТ
- ЭМИЛИАН I
- ЭМИЛИЯ ЛЕПИДА
- ЭНОМАЙ из Гадары
- ЭПАРХИЙ АВИТ I
- ЮБА II
- ЮВЕНАЛ
- ЮЛ Антоний
- ЮЛИАН I
- ЮЛИАН ОТСТУПНИК
- ЮЛИЙ I
- ЮЛИЙ НЕПОТ I
- ЮЛИЙ ПАВЕЛ
- ЮЛИЯ ДОМНА
- ЮЛИЯ Друза
- ЮЛИЯ Ливилла
- ЮЛИЯ МЛАДШАЯ
- ЮЛИЯ СТАРШАЯ
- ЮЛИЯ Цезарис (дочь Цезаря)
- ЮЛИЯ Цезарис (жена Гая Мария)
- ЮЛИЯ ЦЕЗАРИС Младшая
- ЮЛИЯ ЦЕЗАРИС Старшая
- ЮНИЯ Секунда
- ЮСТИН (историк)
- ЯМВЛИХ I