римский философ-платоник, автор полемического трактата «Против пытающихся объяснить платоновское учение через аристотелевское» (сохранились фрагменты у Евсевия Кесарийского). Вероятно, у него было также специальное сочинение, посвященное космической душе; есть ссылки на его комментарии к платоновским «Тимею», «Федру», «Федону», а также – к «Категориям» Аристотеля. Вероятно, именно он возглавил восстановленную в 176 г. императором Марком Аврелием кафедру платоновской философии в Афинах. Представитель афинского платонизма, подчеркнуто стремящегося оградить себя от влияния других школ. Поэтому он поддерживает антиаристотелевские тенденции своего предшественника Кальвена Тавра; оборотной стороной этого оказываются, однако, стоические моменты учения философа. Порядок частей философии, принимаемый им, – этика, физика, логика. Первенство этики, по Аттику, отличает Платона от Аристотеля (начинавшего с логики), как и учение о добродетели (которой, по Платону, одной достаточно для блаженства) и учение о бессмертии индивидуальной души, которого не признавал Аристотель. В области физики – как и Плутарх из Херонеи – сторонник понимания демиургического мифа «Тимея» как протяженного во времени процесса. При этом он считает, что до вмешательства демиурга неупорядоченная материя, движимая злой душой, существовала вечно, а демиург привел ее в порядок. Проблема творения мира связана для него с учением о промысле: мир упорядочен потому, что создатель счел это состояние лучшим, нежели беспорядок, и может сохранять это упорядоченное состояние вечно. Демиург, прежде чем создать вещи, мыслит их; эти «мысли божьи» и есть идеи. Таким образом, идеи у Аттика рангом ниже демиурга, за что его позднее упрекал Сириан, согласно которому у Аттика идеями оказываются всеобщие логосы, вечно существующие в душе, с которой тождественна природа. Он подчеркивает, что мир состоит из 4 элементов, отвергая аристотелевский пятый элемент – эфир. Критика эфира для него принципиальна: называя эфир неаффицируемым телом, Аристотель, по Аттику, пытается приписать ему свойства умопостигаемой сущности, что для платоников недопустимо. Прокл отмечает, что для Аттика-комментатора характерно строгое следование тексту Платона.
Досье личности
АТТИК (философ)
Имя латиницей: Atticus
Пол: мужской
Дата рождения: реконструировано 00.00.145
Дата смерти: реконструировано 00.00.200 Возраст (55)
Знак зодиака: Неизвестно
По восточному: Петух
География: РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ.
Ключевые слова: знание, наука, философ.
Anno: 0180
АТТИК (философ)
- ТЕРЕНЦИАН Мавр
- ТЕРЕНЦИЙ
- ТЕРТИЙ
- ТЕРТУЛЛИАН Квинт Септимий Флоренс
- ТЕТРИК I Цезарь Гай Пий Эзувий Тетрик Август
- ТИБЕРИЙ (император)
- ТИБЕРИЙ Гемелл
- ТИВУРТИЙ Римский
- ТИМОЛАЙ Понтийский
- ТИМОН
- ТИМОНИЙ Никопольский
- ТИМОФЕЙ (апстольский мессионер)
- ТИМОФЕЙ Сицилийский
- ТИТ
- ТИТ I
- ТИТ Альбуций
- ТИТ Анний Милон
- ТИТ Дидий
- ТИТ Клодий Эприй Марцелл
- ТИТ Лабиен (писатель)
- ТИТ Лабиен (полководец)
- ТИТ ЛИВИЙ
- ТИТ Манлий Империоз Торкват
- ТИТ Манлий Торкват (консул 235 г. до н. э.)
- ТИТ Манлий Торкват (консул 299 г. до н. э.)
- ТИТ ПОМПОНИЙ Аттик
- ТИТ Статилий Тавр (консул 11 г.)
- ТИТ Статилий Тавр (консул 44 г.)
- ТИТ Статилий Тавр (консул-суффект 37 г. до н. э.)
- ТИХИК
- ТОРИЙ Спурий
- ТРАЗЕЯ Пет
- ТРАСИЛЛ
- ТРАЯН Марк Ульпий
- ТРЕБЕЛЛИАН I
- ТРОФИМ (апостол)
- ТРОФИМ Синадский
- ТУРВОН Лангонийский
- УЛЬПИАН
- УРАНИЙ I
- УРБАН I
- УРВАН
- УРВАН Антиохийский
- УРВАН Константинопольский
- УРГУЛАНИЛЛА Плавтия
- УРСИЦИН
- ФАБИАН
- ФАБИЙ ПИКТОР
- ФАБУЛЛ
- ФАВСТ Александрийский
- ФАВСТ Корнелий Сулла Лукулл
- ФАВСТ Корнелий Сулла Феликс
- ФАВСТ Путеольский
- ФАВСТАЗИЙ Никопольский
- ФАВСТИАН Керкирский
- ФАДДЕЙ
- ФАУСТА
- ФАУСТИН I
- ФЕАГЕН Мелитинский
- ФЕДР (баснописец)
- ФЕКЛА Иконийская
- ФЕЛИКИССИМ
- ФЕЛИКС (епископ Византийский)
- ФЕЛИКС I