Досье личности

Ценность: 1,75 (12)

Симпатия: 1,75 (12)

дата обновления - 2018-01-18

просмотров - 3

АНАКРЕОНТ

Другое имя: Анакреон

Имя латиницей: Anacreon

Пол: мужской

Дата рождения: приблизительно 00.00.570 до н.э.

Место рождения: Теос, Иония, Древняя Греция

Дата смерти: реконструировано 00.00.478 до н.э. Возраст (92)

Знак зодиака: Неизвестно

География: БАЛКАНЫ, ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ, СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ.

Ключевые слова: литература, поэт.

Anno: -0545

АНАКРЕОНТ

древнегреческий лирический поэт. Был включен в канонический список Девяти лириков учеными эллинистической Александрии. О его происхождении и жизни известно немногое. Источники упоминают четыре возможных имени его отца: Скифиан, Эвмел, Парфений, Аристокрит. Ок. 545 г. до н. э., перед завоеванием Теоса персами, вместе с группой сограждан он успел бежать во Фракию, где теоссцы восстановили колонию Абдеры (греческие города Малой Азии вскоре после этого были захвачены знаменитым Гарпагом, одним из военачальников Кира Великого). Перед изгнанием Анакреонту, по-видимому, довелось принять участие в боевых действиях, в которых, по его собственному признанию, он не отличился. Спустя некоторое время он получил приглашение от тирана Самоса Поликрата, при дворе которого находился до 522 г. до н. э. Анакреонт упоминает, что был у тирана наставником; о том, что он пользовался у Поликрата доверием, упоминает Геродот. В ответ на расположение и протекцию, Анакреонт посвятил своему патрону серию хвалебных од. После гибели Поликрата переехал в Афины, ко двору тирана Гиппарха, сына Писистрата. Гиппарх, который унаследовал литературные вкусы своего отца, направил за поэтом специальное посольство на пятидесятивесельной галере. В Афинах он познакомился с Симонидом и другими членами блестящего поэтического окружения, собравшегося при дворе Гиппарха. Время и место смерти Анакреонта неизвестны. Когда после убийства Гиппарха общество литераторов распалось, он, вероятно, вернулся в свой родной Теос, где, по свидетельству эпитафии, приписываемой Симониду, умер и был похоронен. По другим свидетельствам, прежде чем вернуться в Теос, сопровождал Симонида в Фессалию, ко двору Эхекратида, царя фессалийской династии Элеадов. Лукиан упоминает его в числе прославленных долгожителей; по его сведениям, Анакреонт умер в возрасте 85. По истории, которую приводит Плиний Старший, он умер, поперхнувшись виноградной косточкой (история представляется анекдотичной и вряд ли заслуживает серьезного рассмотрения). В Афинах Анакреонт пользовался огромной популярностью; например, на Акрополе ему была установлена статуя, рядом со статуей его друга Ксантиппа. На нескольких теосских монетах он представлен с лирой в руках, иногда сидя, иногда стоя. В 1835 г. в районе Сабинских гор в Италии была найдена статуя, хранящаяся сегодня в Галерее Боргезе; считается, что эта статуя изображает Анакреонта. Его стихи, написанные на ионийском диалекте греческого языка, предназначались для сольного пения или декламации в сопровождении музыкального инструмента (вероятно, лиры, отсюда говорят о «лирике» Анакреонта). Афиней и Суда упоминают о пяти книгах текстов Анакреонта, подготовленных в Александрийской школе; три книги лирических произведений, одна – ямбических и одна – элегических. До наших дней дошли незначительные фрагменты, собранные из цитат позднейших авторов. В число лирических сочинений, помимо гимнов и парфениев (хоровых песен, исполнявшихся девушками), входят также любовные песни и стихотворения-жалобы на скоротечность молодости и быстрый приход старости. Инвективные интонации встречаются в ямбических сочинениях; наиболее известные здесь – обращение к «фракийскому жеребенку», строптивость которого нуждается в укрощении; злобный выпад против богатого выскочки по имени Артемон. Анакреонт – наследник Алкея и Сапфо; однако тон его текстов более светский и более насмешливый. Его концепция характеризуется простотой в восприятии мира, иронией по отношению к самому себе; глубокое чувство и страсть у него отсутствуют. Основные мотивы – размеренное, сознательно культивируемое наслаждение радостями жизни: любовью, вином, пирами, свободой мысли; эмоциональный фон – предчувствие смерти и тягот старости. Афиней замечает, что Анакреонт «был трезвым, когда писал»; сам Анакреонт (а позже – подражавший ему Гораций) решительно отвергает «скифство» с его буйством; поэт воспевает «любовь к согласному гимну за полной чашей». Поэт был известен также как сочинитель гимнов. Наиболее известны и считаются лучшими два коротких гимна Артемиде и Дионису (сохранилось восемь и одиннадцать строк соответственно). Большая популярность поэта в Европе XVII-XVIII вв. восходит именно к псевдоанакреонтической поэзии. Увлечение философией Эпикура, распространенное в Европе этого времени, благоприятствовало развитию современной анакреонтической поэзии. В русской литературе выделяются произведения, которые в рамках этой традиции создавал Г. Р. Державин, М. В. Ломоносов, К. Н. Батюшков, А. С. Пушкин; во Франции – Э. Парни, А. Шенье, Вольтер, П. Беранже, Шолье; в Италии – Луи-Виктор Савиоли; в Германии – Глейм, Гагедорн, Лессинг; в Англии – М. Прайер, Э. Уоллер, Дж. Гэй.

Медиа (0)
Связи (37)
Источники (7)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх