древнегреческий писатель. Родился в семье мелкого ремесленника. Около 165-180 гг. в Афинах создал свои лучшие произведения. Его основной жанр – сатирический диалог, написанный классически ясным языком, остроумный, пародирующий мифологические сюжеты, полемичный; речь персонажей пересыпана шутками, поговорками. В его наиболее зрелых сочинениях прослеживается влияние идей демократической философии киников и популярных идей стоиков (т. н. менипповы диалоги – «Менипп», «Пир», «Разговоры богов»). Эволюция его философских взглядов приводит к материализму Эпикура. Антирелигиозность, социальная острота его сатиры были причиной того, что в античном мире имя его замалчивалось. Влияние его творчества испытали византийские сатирики, позднее – деятели Возрождения и Просвещения.
Досье личности
ЛУКИАН Самосатский (писатель)
Другое имя: Лукиан из Самосаты
Имя латиницей: Lucian of Samosata
Пол: мужской
Дата рождения: приблизительно 00.00.120
Дата смерти: реконструировано 00.00.190 Возраст (70)
Знак зодиака: Неизвестно
По восточному: Обезьяна
География: БАЛКАНЫ, ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ, СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ.
Ключевые слова: литература, писатель.
Anno: 0160
ЛУКИАН Самосатский (писатель)
- У Гелона сиракузского, как говорят, шел дурной запах изо рта, и он долго не знал об этом, так как никто не решался осрамить тирана, пока наконец одна женщина, иностранка, сошедшись с ним, не набралась храбрости и не сказала ему про это. Тот явился к своей жене, гневный на то, что она, прекрасно зная про зловоние, не открыла ему про это. Та же стала просить прощения: она-де, не испытав близкого общения с другим мужчиной, думала, что все они испускают изо рта тяжелый дух.
- Знающий целое может знать и его часть, но знающий часть еще не знает целого. (...) Мог бы Фидий, увидавший львиный коготь, узнать, что он – львиный, если бы никогда не видал льва целиком?
- Жизнь коротка, а наука долга.
- Похвала приятна только тому, кого хвалят, остальным же она надоедает.
- Да будет мой историк таков: (...) справедливый судья (...), чужестранец, пока он пишет свой труд, не имеющий родины.
- Лучше, когда мысли мчатся на коне, а язык следует за ними пешком, держась за седло и не отставая при беге.
- Построив [Фаросский маяк] (...), строитель внутри на камнях написал собственное имя, а затем, покрыв его известью, написал поверх имя тогдашнего царя, предвидя, как это и случилось, что оно очень скоро упадет вместе со штукатуркой и обнаружится надпись: «Сострат, сын Дексифона, книдиец, богам-спасителям во здравие мореплавателей». Он считался не со своим временем, а с вечностью, пока будет стоять маяк – произведение его искусства. Так надо писать и историю.
- Кормилицы (...) говорят о своих питомцах, что надо их посылать в школу: если они и не смогут научиться там чему-нибудь доброму, то, во всяком случае, находясь в школе, не будут делать ничего плохого.
- Количеством нужд дети превосходят взрослых, женщины – мужчин, больные – здоровых. Короче говоря, всегда и везде низшее нуждается в большем, чем высшее. Вот почему боги ни в чем не нуждаются, а те, кто всего ближе стоит к богам, имеют наименьшие потребности.
- Невежество делает людей смелыми, а размышление – нерешительными.
- Только раз в жизни римляне бывают искренни – в своих завещаниях.
- В пляске каждое движение преисполнено мудрости, и нет ни одного бессмысленного движения. Поэтому митиленец Лесбонакт (...) прозвал танцоров «мудрорукими».
- Где надежды значительнее, там всегда и зависть губительнее, и ненависть опаснее.
- Ненавижу тех, кто помнит, что было на пиру.
- Дым отечества (...) светлее огня на чужбине.
- «Что такое люди?» – «Смертные боги». – «А что такое боги?» – «Бессмертные люди».
- Сама забота не без отрады, так как доставляет некоторое занятие. Что бы мы делали, не имея никого, о ком позаботиться?
- Огонь не потухает оттого, что от него зажгут другой.
- Среди мертвецов равноправие.
- Надо пользоваться не красотой книг и не их количеством, но их речью и всем, что в них написано.
- Начало – половина всего.
- Все, что обдумано зрело, стоит нерушимо и крепко, то что решил второпях, будешь менять и не раз. развернуть
- АЛКИФРОН (167 - 245)
- АНАКРЕОНТ (570 до н.э. - 478 до н.э.)
- АПОЛЛОНИЙ Тианский (10 - 100)
- АРИСТИД Милетский (180 до н.э. - 110 до н.э.)
- АРИСТОБУЛ из Кассандрии (380 до н.э. - 300 до н.э.)
- АЭТИОН (390 до н.э. - 340 до н.э.)
- ВЕРОНА Гуарино да (1370 - 1460)
- ВИЛАНД Кристоф Мартин (1733 - 1813) (ВИЛАНД Кристоф был переводчиком трудов ЛУКИАНА)
- ГЕФЕСТИОН (356 до н.э. - 324 до н.э.)
- ДЕМОНАКТ (70 - 150)
- ДЮРЕР Альбрехт (1471 - 1528)
- ИСИДОР Харакский (100 до н.э. - 30 до н.э.)
- КАНСИНОС-АССЕНС Рафаэль (1882 - 1964)
- ЛЕФЕВР Таннеги (1615 - 1672)
- МЕНИПП Гадарский (300 до н.э. - 240 до н.э.)
- ПОЛИБИЙ (200 до н.э. - 120 до н.э.)
- ЦЕЛЬС (109 - 161)
- ШВОБ Марсель (1867 - 1905)
- ЭПИКУР (342 до н.э. - 271 до н.э.)
- АФОРИЗМЫ, ИСТОРИИ, АНЕКДОТЫ
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- Большая советская энциклопедия. 3-е издание
- ru.wikipedia.org
- annales.info