арабский христианский историк X в. Ок. 941 г. составил всемирную хронику – «Книга титулов», одно из первых исторических произведений христиан на арабском языке. Повествование, начинающееся от сотворения мира, доводилось, видимо, до времени Агапия, однако концовка летописи утрачена (текст обрывается на 777 г.). Хроника делится на 2 части, первая содержит пересказ ветхозаветных событий, несколько непоследовательное изложение которых неоднократно прерывается перечнями персидских царей, египетских Птолемеев, эпизодами из римской истории и биографии Александра Македонского, хронологическими расчетами и выкладками. Особое внимание автор уделяет оценке текста Библии как исторического источника; единственно истинным ее вариантом он считает Септуагинту и критикует еврейскую и сирийскую редакции Священного Писания как «сокращенные и испорченные». Кроме того, «Книга титулов» включает сведения по географии, этнографии и другим областям знаний, представляя собой своего рода краткую энциклопедию. Вторая часть летописи повествует о новозаветных событиях, а также о событиях раннехристианской церковной истории, дает краткие сведения о римских, византийских, персидских монархах, описывает ход Вселенских Соборов. Сжатое отвлеченное повествование становится более подробным с началом VII в. Светская история вытесняет церковную, события в халифате отодвигают на второй план византийскую. Самосознание Агапия отличается ярко выраженным сироцентризмом: он ощущает себя скорее человеком Востока, чем византийского мира. Финальный отрезок летописи содержит ряд уникальных сведений, отсутствующих в других источниках. В своей работе он опирался в основном на грекоязычных авторов: Иосифа Флавия, Юлия Африкана, Евсевия Кесарийского и др. Повествование о событиях VII-VIII вв. восходит к сирийским источникам: анонимной христианской хронике, составленной в Сирии в середине VIII в., и историческим трудам маронитского ученого Феофила Эдесского. Использовал он и арабоязычных, в т. ч. мусульманских, авторов (возможно, через посредство Феофила). В свою очередь труд Агапия охотно цитировали позднейшие арабо-мусульманские писатели (например, аль-Масуди); в христианской среде эта хроника имела широкое хождение в течение последующих 9 столетий.
Досье личности
АГАПИЙ Манбиджский
Другое имя: Агапий Иерапольский; Махбуб ибн Кустантин ал-Манбиджи
Имя латиницей: Agapius of Hierapolis; Mahbub ibn-Qustantin; Agapius son of Constantine
Пол: мужской
Дата рождения: реконструировано 00.00.875
Дата смерти: приблизительно 00.00.942 Возраст (67)
Знак зодиака: Неизвестно
По восточному: Коза
География: БЛИЖНИЙ ВОСТОК, ВИЗАНТИЯ, КРЫМ, РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ.
Ключевые слова: знание, историк, наука, религия.
Anno: 0941
Манбиджский АГАПИЙ
- АНФИЯ Римская
- АПЕЛЛИЙ
- АПИОН (грамматик)
- АПИЦИЙ
- АПОЛЛОДОР из Дамаска
- АПОЛЛОНИЙ Антинойский
- АПОЛЛОНИЙ Дискол
- АПОЛЛОНИЙ Никопольский
- АПОЛЛОНИЙ Тианский
- АПОЛЛОС
- АППИЙ Клавдий Пульхр (консул 38 г. до н. э.)
- АППИЙ Клавдий Пульхр (консул 54 г. до н. э.)
- АППИЙ Клавдий Пульхр (консул 79 г. до н. э.)
- АПФИЯ Колосская
- АРИАДНА Промисская
- АРИАН Антинойский
- АРИС Египтянин
- АРИСТОВУЛ
- АРКЕЛАЙ Никопольский
- АРМАНД I
- АРХИЙ Лициний Авл
- АРХИПП
- АРХИПП Херотопский
- АСКИТРЕЯ Селевкийская
- АСКЛЕПИОДОТ (король)
- АСКЛИАДА Маркианопольская
- АСПАР
- АСТЕРИЙ Киликийский
- АСТЕРИЙ Римлянин
- АСТИОН Алмирисский
- АТЕНЕЙ Никопольский
- АТИЯ Бальба Цезония
- АТТ Навий
- АТТИК (философ)
- АТТИЛА
- АТТОН Никопольский
- АФАНАСИЙ Мелитинский
- АФАНАСИЙ Севастийский
- АФИНАГОР Афинский
- АФИНЕЙ
- АФРИКАН Петрийский
- АХАИК
- АХИЛЛЕЙ Никопольский
- АЦИЛИЙ Север
- АЭЦИЙ Флавий
- БАЛЬБИН I
- БАР-КОХБА Симон
- БАТО
- БЕНЕДИКТ III
- БОНИФАЦИЙ (магистр армии)
- БОНИФАЦИЙ I
- БОНОЗ I
- БОУДИККА
- БОЭЦИЙ Аниций Манлий Торкват Северин
- БРИТАННИК
- БРУТ Децим Юний Альбин
- ВАБАЛЛАТ I
- ВАВИЛА Антиохийский
- ВАВИЛА Никомидийский
- ВАВИЛА Сицилийский
- ВАЛЕНТ I
- ВАЛЕНТ II
- ВАЛЕНТ Севастийский
- ВАЛЕНТИН