арабский христианский историк X в. Ок. 941 г. составил всемирную хронику – «Книга титулов», одно из первых исторических произведений христиан на арабском языке. Повествование, начинающееся от сотворения мира, доводилось, видимо, до времени Агапия, однако концовка летописи утрачена (текст обрывается на 777 г.). Хроника делится на 2 части, первая содержит пересказ ветхозаветных событий, несколько непоследовательное изложение которых неоднократно прерывается перечнями персидских царей, египетских Птолемеев, эпизодами из римской истории и биографии Александра Македонского, хронологическими расчетами и выкладками. Особое внимание автор уделяет оценке текста Библии как исторического источника; единственно истинным ее вариантом он считает Септуагинту и критикует еврейскую и сирийскую редакции Священного Писания как «сокращенные и испорченные». Кроме того, «Книга титулов» включает сведения по географии, этнографии и другим областям знаний, представляя собой своего рода краткую энциклопедию. Вторая часть летописи повествует о новозаветных событиях, а также о событиях раннехристианской церковной истории, дает краткие сведения о римских, византийских, персидских монархах, описывает ход Вселенских Соборов. Сжатое отвлеченное повествование становится более подробным с началом VII в. Светская история вытесняет церковную, события в халифате отодвигают на второй план византийскую. Самосознание Агапия отличается ярко выраженным сироцентризмом: он ощущает себя скорее человеком Востока, чем византийского мира. Финальный отрезок летописи содержит ряд уникальных сведений, отсутствующих в других источниках. В своей работе он опирался в основном на грекоязычных авторов: Иосифа Флавия, Юлия Африкана, Евсевия Кесарийского и др. Повествование о событиях VII-VIII вв. восходит к сирийским источникам: анонимной христианской хронике, составленной в Сирии в середине VIII в., и историческим трудам маронитского ученого Феофила Эдесского. Использовал он и арабоязычных, в т. ч. мусульманских, авторов (возможно, через посредство Феофила). В свою очередь труд Агапия охотно цитировали позднейшие арабо-мусульманские писатели (например, аль-Масуди); в христианской среде эта хроника имела широкое хождение в течение последующих 9 столетий.
Досье личности
АГАПИЙ Манбиджский
Другое имя: Агапий Иерапольский; Махбуб ибн Кустантин ал-Манбиджи
Имя латиницей: Agapius of Hierapolis; Mahbub ibn-Qustantin; Agapius son of Constantine
Пол: мужской
Дата рождения: реконструировано 00.00.875
Дата смерти: приблизительно 00.00.942 Возраст (67)
Знак зодиака: Неизвестно
По восточному: Коза
География: БЛИЖНИЙ ВОСТОК, ВИЗАНТИЯ, КРЫМ, РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ.
Ключевые слова: знание, историк, наука, религия.
Anno: 0941
Манбиджский АГАПИЙ
- АЗЕЛЛА Римская
- АКАКИЙ Апамейский, Милетский
- АКАКИЙ Каппадокиянин, Византийский
- АКАКИЙ Кесарийский
- АКАКИЙ Мелитинский (чудотворец)
- АКАКИЙ Новый Афонский
- АКАКИЙ Прусский
- АКАКИЙ Птолемаидский
- АКАКИЙ Севастийский
- АКАКИЙ Синайский
- АКИЛА
- АКИЛА Трапезундский
- АКИЛИНА Младшая
- АКИЛИНА Старшая
- АКИНДИН Никомидийский
- АКУТИОН Путеольский
- АЛАРИХ I
- АЛЕВТИНА Кесарийская
- АЛЕКСАНДР (Александрийский)
- АЛЕКСАНДР I (папа)
- АЛЕКСАНДР I (Рим)
- АЛЕКСАНДР Адрианопольский
- АЛЕКСАНДР Африканский
- АЛЕКСАНДР Египетский
- АЛЕКСАНДР Команский
- АЛЕКСАНДР Никопольский
- АЛЕКСАНДР Полигистор
- АЛЕКСАНДР Севастийский
- АЛЕКСАНДР СЕВЕР Марк Аврелий
- АЛЕКСАНДР Тралесский
- АЛЕКСИЙ (Палицын)
- АЛЛЕКТ I
- АЛФЕЙ Капернаумский
- АЛФЕЙ Каталитский
- АЛЬБЕРИХ II СПОЛЕТСКИЙ
- АЛЬБИЙ ТИБУЛЛ
- АМЕЛИЙ Гентилиан
- АММИАН Марцеллин
- АММОНИЙ Александрийский
- АММОНИЙ Никомидийский
- АММУН Ираклийский
- АМОНИТ Мелитинский
- АМПЛИЙ
- АНАНИЯ Ктезифонтский
- АНАСТАСИЙ СИНАИТ
- АНГИЙ Севастийский
- АНДРЕЙ Александрийский
- АНДРЕЙ Эфесский
- АНДРОНИК
- АНИКЕТ
- АНИКИТА Мелитинский
- АННА (святая)
- АННА Селевкийская
- АНТИНОЙ
- АНТОНИЙ Великий
- АНТОНИЙ Марткопский
- АНТОНИЙ Никопольский
- АНТОНИЙ Цецина Сабин
- АНТОНИН Кесарийский
- АНТОНИН Маккавей
- АНТОНИН ПИЙ
- АНТОНИЯ Младшая
- АНТОНИЯ Старшая
- АНФИМ Никомидийский