древнегреческий философ и теоретик музыки, представитель позднего периода Перипатетической школы. Порфирий в «Жизни Плотина» упоминает его в числе комментаторов, которых читал в Риме со своими учениками Плотин. Симпликий на закате античной традиции подтверждает его статус как видного комментатора. О жизни одного из самых авторитетных перипатетиков II в. достоверных сведений не сохранилось, сочинения утрачены. Предположительно, он был родом из Афродисия в Карий (Малая Азия), где родился также Александр Афродисийский. Время жизни традиционно определяется на основании упоминаний об нем у Галена и Теона Смирнского. В сочинениях «О моих книгах» Гален говорит об Адрасте и Аспасии как известных комментаторах в ту пору, когда он начинал учиться философии, Теон делает обширные выписки из его комментария к «Тимею». Имеются свидетельства в общей сложности о шести произведениях Адраста, комментариях и трактатах. Комментарий к «Тимею» Платона упоминают и цитируют помимо Теона Порфирий, Калкидий, Прокл. Возможно, Адраст комментировал не весь текст платоновского диалога, а трудные математические места. Насколько позволяют судить сохранившиеся фрагменты, его целью было разъяснить прежде всего сложные астрономические пассажи (расположение небесных сфер, движение планет), опираясь на геоцентрическую теорию Гиппарха. Он пишет об Аристотеле так, словно тот был знаком с теорией эпициклов и прочими идеями Гиппарха. В остальном представление Адраста о космосе совпадает с аристотелевским: планеты и звезды суть божественные существа, расположенные на равномерно вращающихся сферах, которые состоят из эфира; все множество неподвижных звезд несет на себе одна общая сфера, а каждую из планет – несколько сфер; наблюдаемая беспорядочность и неравномерность движения планет объясняются наложением друг на друга различных круговых движений; сложность небесных круговращений приводит к тому, что в мире имеют место возникновение и уничтожение; непосредственно под эфиром располагаются четыре элемента, способные взаимопревращаться; эфир не испытывает перемен и изъят из круга превращений. О комментарии к «Категориям» Аристотеля говорит Гален, однако не упоминает Симпликий. Свидетельством о существовании комментария Адраста к «Физике» Аристотеля является фрагмент из комментария Симпликия, в котором мнение Адраста дано в передаче Порфирия. Афиней в «Пирующих софистах» упоминает об историко-литературном исследовании, посвященном сочинению Теофраста «О нравах» в пяти книгах, а «шестая книга была посвящена Никомаховой этике». Это произведение из пяти книг с продолжением в виде шестой обычно считают произведением Адраста. Возможно, его исследование по этике Аристотеля было частично инкорпорировано в анонимный комментарий к «Никомаховой этике». Кроме того, он был известен как автор трактата «О порядке сочинений Аристотеля». Согласно Адрасту, после «Категорий» должны следовать не «Аналитики», а «Топика», ибо следует идти от общепринятых суждений к научным, от вероятных к совершенно истинным. Известно, что он использовал другое название для трактата «Категории» – «Прототопика», с чем Симпликий был не согласен. Возможно, желание переименовать трактат было вызвано наличием в корпусе аристотелевских сочинений еще одной книги о категориях, вероятно, позднейшего учебника, по словам Адраста, книга отличалась кратким и сжатым стилем. Неизвестно, считал ли сам Адраст это произведение аутентичным, но ясно, что не этими «Категориями» начинался «Органон». К нему восходят свидетельства о том, что трактат «Физика» имел несколько вариантов названий: «О началах», или «Лекции по физике» – или первые пять книг называли «О началах», а остальные три – «О движении».
Досье личности
АДРАСТ Афродисийский
Имя латиницей: Adrastus of Aphrodisias
Пол: мужской
Дата рождения: оценка 00.00.120
Дата смерти: оценка 00.00.180 Возраст (60)
Знак зодиака: Неизвестно
По восточному: Обезьяна
География: БАЛКАНЫ, ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ, СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ.
Ключевые слова: знание, музыка, наука, философ.
Anno: 0150
АДРАСТ Афродисийский
- АЛЕКСАНДР Афродисийский (180 - 250)
- АРИСТОТЕЛЬ (384 до н.э. - 322 до н.э.)
- АФИНЕЙ (180 - 240)
- ГАЛЕН Клавдий (129 - 201)
- ГИППАРХ из Никеи (190 до н.э. - 125 до н.э.)
- КАЛКИДИЙ (310 - 380)
- ПЛАТОН (философ) (427 до н.э. - 347 до н.э.)
- ПЛОТИН (204 - 270)
- ПОРФИРИЙ (философ) (233 - 304)
- ПРОКЛ Диадох (412 - 485)
- СИМПЛИКИЙ (490 - 549)
- ТЕОН Смирнский (70 - 135)
- ТЕОФРАСТ (372 до н.э. - 287 до н.э.)
- ЭЛИЙ Аристид
- ЭЛИЙ Геродиан
- ЭЛЛЕ Поль Сезар
- ЭЛОИЗА
- ЭЛЬ КОРДОБЕС
- эль-ФАССИ Аббас
- ЭЛЬКАНО Хуан Себастьян
- ЭМБАР ДЕ ЛА ТУР Пьер
- ЭММАНЮЭЛЬ Пьер
- ЭМПЕДОКЛ из Агригента
- ЭНАР Матьяс
- ЭНЕЙ Тактик
- ЭНЕСИДЕМ
- ЭНОПИД из Хиоса
- ЭНРИКЕС Федериго
- ЭНСИНА Хуан дель
- ЭНЬЕРЕ Жан-Пьер
- ЭНЬЕРЕ Клоди
- ЭПАМИНОНД
- ЭПЕРАТ
- ЭПИГЕН Византийский
- ЭПИКТЕТ (вазописец)
- ЭПИКТЕТ (философ)
- ЭПИКУР
- ЭПИМЕНИД
- ЭПИТ
- ЭПИХАРМ
- ЭПШТЕЙН Жан
- ЭРАР Себастьен
- ЭРАСИСТРАТ
- ЭРАСО Каталина
- ЭРАТОСФЕН Киренский
- ЭРБ Мари Жозеф
- ЭРБАКАН Неджметтин
- ЭРВЕ Люсьен
- ЭРВЕ Флоримон
- ЭРГЮПЛЮ Суат Хайри
- ЭРДЕШ Пол
- ЭРДОГАН Реджеп Тайип
- ЭРДУРАН Айла
- ЭРЕ ДЕ КОРНИ Эммануэль
- ЭРИА Филипп
- ЭРИБОН Дидье
- ЭРИГОН Пьер
- ЭРИМ Нихат
- ЭРКМАН Эмиль
- ЭРКЮЛЬ (сеньор Монако)
- ЭРМАН Жан
- ЭРНАНДЕС Мигель
- ЭРРЕРА Франсиско Младший
- ЭРСАН Луи
- ЭРСАН Робер
- ЭРЦОГ Морис
- ЭС-СЕБСИ Беджи Каид
- ЭСКИВЕЛЬ Хуан де
- ЭСКЛАНГОН Эрнест Бенджамин
- ЭСКОБАР Марисоль
- ЭСКОФЬЕ Огюст
- ЭСЛАВА Мигуэль Иларион
- ЭСНОЛТ Хелен
- ЭСПИНОСА Педро
- ЭСПОЗИТО Микеле
- ЭССЕЛЬ Стефан Фредерик
- ЭССИД Хабиб