древнегреческий философ и теоретик музыки, представитель позднего периода Перипатетической школы. Порфирий в «Жизни Плотина» упоминает его в числе комментаторов, которых читал в Риме со своими учениками Плотин. Симпликий на закате античной традиции подтверждает его статус как видного комментатора. О жизни одного из самых авторитетных перипатетиков II в. достоверных сведений не сохранилось, сочинения утрачены. Предположительно, он был родом из Афродисия в Карий (Малая Азия), где родился также Александр Афродисийский. Время жизни традиционно определяется на основании упоминаний об нем у Галена и Теона Смирнского. В сочинениях «О моих книгах» Гален говорит об Адрасте и Аспасии как известных комментаторах в ту пору, когда он начинал учиться философии, Теон делает обширные выписки из его комментария к «Тимею». Имеются свидетельства в общей сложности о шести произведениях Адраста, комментариях и трактатах. Комментарий к «Тимею» Платона упоминают и цитируют помимо Теона Порфирий, Калкидий, Прокл. Возможно, Адраст комментировал не весь текст платоновского диалога, а трудные математические места. Насколько позволяют судить сохранившиеся фрагменты, его целью было разъяснить прежде всего сложные астрономические пассажи (расположение небесных сфер, движение планет), опираясь на геоцентрическую теорию Гиппарха. Он пишет об Аристотеле так, словно тот был знаком с теорией эпициклов и прочими идеями Гиппарха. В остальном представление Адраста о космосе совпадает с аристотелевским: планеты и звезды суть божественные существа, расположенные на равномерно вращающихся сферах, которые состоят из эфира; все множество неподвижных звезд несет на себе одна общая сфера, а каждую из планет – несколько сфер; наблюдаемая беспорядочность и неравномерность движения планет объясняются наложением друг на друга различных круговых движений; сложность небесных круговращений приводит к тому, что в мире имеют место возникновение и уничтожение; непосредственно под эфиром располагаются четыре элемента, способные взаимопревращаться; эфир не испытывает перемен и изъят из круга превращений. О комментарии к «Категориям» Аристотеля говорит Гален, однако не упоминает Симпликий. Свидетельством о существовании комментария Адраста к «Физике» Аристотеля является фрагмент из комментария Симпликия, в котором мнение Адраста дано в передаче Порфирия. Афиней в «Пирующих софистах» упоминает об историко-литературном исследовании, посвященном сочинению Теофраста «О нравах» в пяти книгах, а «шестая книга была посвящена Никомаховой этике». Это произведение из пяти книг с продолжением в виде шестой обычно считают произведением Адраста. Возможно, его исследование по этике Аристотеля было частично инкорпорировано в анонимный комментарий к «Никомаховой этике». Кроме того, он был известен как автор трактата «О порядке сочинений Аристотеля». Согласно Адрасту, после «Категорий» должны следовать не «Аналитики», а «Топика», ибо следует идти от общепринятых суждений к научным, от вероятных к совершенно истинным. Известно, что он использовал другое название для трактата «Категории» – «Прототопика», с чем Симпликий был не согласен. Возможно, желание переименовать трактат было вызвано наличием в корпусе аристотелевских сочинений еще одной книги о категориях, вероятно, позднейшего учебника, по словам Адраста, книга отличалась кратким и сжатым стилем. Неизвестно, считал ли сам Адраст это произведение аутентичным, но ясно, что не этими «Категориями» начинался «Органон». К нему восходят свидетельства о том, что трактат «Физика» имел несколько вариантов названий: «О началах», или «Лекции по физике» – или первые пять книг называли «О началах», а остальные три – «О движении».
Досье личности
АДРАСТ Афродисийский
Имя латиницей: Adrastus of Aphrodisias
Пол: мужской
Дата рождения: оценка 00.00.120
Дата смерти: оценка 00.00.180 Возраст (60)
Знак зодиака: Неизвестно
По восточному: Обезьяна
География: БАЛКАНЫ, ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ, СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ.
Ключевые слова: знание, музыка, наука, философ.
Anno: 0150
АДРАСТ Афродисийский
- АЛЕКСАНДР Афродисийский (180 - 250)
- АРИСТОТЕЛЬ (384 до н.э. - 322 до н.э.)
- АФИНЕЙ (180 - 240)
- ГАЛЕН Клавдий (129 - 201)
- ГИППАРХ из Никеи (190 до н.э. - 125 до н.э.)
- КАЛКИДИЙ (310 - 380)
- ПЛАТОН (философ) (427 до н.э. - 347 до н.э.)
- ПЛОТИН (204 - 270)
- ПОРФИРИЙ (философ) (233 - 304)
- ПРОКЛ Диадох (412 - 485)
- СИМПЛИКИЙ (490 - 549)
- ТЕОН Смирнский (70 - 135)
- ТЕОФРАСТ (372 до н.э. - 287 до н.э.)
- ЮШКИН Николай Павлович
- ЮШКОВ Серафим Владимирович
- ЮШМАНОВ Николай Владимирович
- ЮЩЕНКО Александр Иванович
- ЮЩЕНКО Екатерина Логвиновна
- ЮЩЕНКО Константин Андреевич
- ЮЭЛ Уильям
- ЯБЛОКОВ Александр Сергеевич
- ЯБЛОКОВ Алексей Владимирович
- ЯБЛОНОВСКИЙ Александр
- ЯБЛОНСКИ Александр
- ЯБЛОНСКИЙ Сергей Всеволодович
- ЯБЛОНСКИС Йонас
- ЯБЛОНСКИС Константинас
- ЯБЛОНЬСКИЙ Генрик
- ЯВЕЙН Людвиг Юльевич
- ЯВОРКА Шандор
- ЯВОРНИЦКИЙ Дмитрий Иванович
- ЯВОРСКИЙ Василий Иванович
- ЯВОРСКИЙ Владимир Поликарпович
- ЯГЕР Корнелис де
- ЯГИ Кунио
- ЯГЛОМ Акива Моисеевич
- ЯГЛОМ Исаак Моисеевич
- ЯГОДИН Геннадий Алексеевич
- ЯДАССОН Йозеф
- ЯДИН Игель
- ЯДОВ Владимир Александрович
- ЯЗЫКОВ Петр Михайлович
- ЯКИМОВ Василий Ларионович
- ЯКИМОВ Всеволод Петрович
- ЯКОБ ЛЬЕЖСКИЙ
- ЯКОБЗОН Людвиг Яковлевич
- ЯКОБИ Борис Семенович
- ЯКОБИ Карл Густав Якоб
- ЯКОБИ Фридрих Генрих
- ЯКОБСЕН Георг Фридрих
- ЯКОБСОН Георгий Георгиевич
- ЯКОБСОН Натан
- ЯКОБСОН Роман Осипович
- ЯКОВЕНКО Владимир Иванович
- ЯКОВЕНКО Владимир Мефодиевич
- ЯКОВКИН Авенир Александрович
- ЯКОВКИН Александр Александрович
- ЯКОВЛЕВ Александр Сергеевич
- ЯКОВЛЕВ Алексей Иванович
- ЯКОВЛЕВ Виктор Андреевич
- ЯКОВЛЕВ Виктор Васильевич
- ЯКОВЛЕВ Виктор Леонтьевич
- ЯКОВЛЕВ Владимир Анатольевич
- ЯКОВЛЕВ Николай Николаевич
- ЯКОВЛЕВ Николай Феофанович
- ЯКОВЛЕВ Олег Изосимович
- ЯКОВЛЕВ Павел Никанорович
- ЯКОВЛЕВ Сергей Александрович
- ЯКОВЛЕВ Сергей Васильевич
- ЯКУБИ
- ЯКУБИНСКИЙ Лев Петрович
- ЯКУБОВ Ахад Алекпер
- ЯКУБОВИЧ Владимир Андреевич
- ЯКУБОВИЧ Николай Мартынович
- ЯКУБОВСКИЙ Александр Юрьевич
- ЯКУТ ар-Руми
- ЯКУШКИН Вячеслав Евгеньевич