древнегреческий философ и теоретик музыки, представитель позднего периода Перипатетической школы. Порфирий в «Жизни Плотина» упоминает его в числе комментаторов, которых читал в Риме со своими учениками Плотин. Симпликий на закате античной традиции подтверждает его статус как видного комментатора. О жизни одного из самых авторитетных перипатетиков II в. достоверных сведений не сохранилось, сочинения утрачены. Предположительно, он был родом из Афродисия в Карий (Малая Азия), где родился также Александр Афродисийский. Время жизни традиционно определяется на основании упоминаний об нем у Галена и Теона Смирнского. В сочинениях «О моих книгах» Гален говорит об Адрасте и Аспасии как известных комментаторах в ту пору, когда он начинал учиться философии, Теон делает обширные выписки из его комментария к «Тимею». Имеются свидетельства в общей сложности о шести произведениях Адраста, комментариях и трактатах. Комментарий к «Тимею» Платона упоминают и цитируют помимо Теона Порфирий, Калкидий, Прокл. Возможно, Адраст комментировал не весь текст платоновского диалога, а трудные математические места. Насколько позволяют судить сохранившиеся фрагменты, его целью было разъяснить прежде всего сложные астрономические пассажи (расположение небесных сфер, движение планет), опираясь на геоцентрическую теорию Гиппарха. Он пишет об Аристотеле так, словно тот был знаком с теорией эпициклов и прочими идеями Гиппарха. В остальном представление Адраста о космосе совпадает с аристотелевским: планеты и звезды суть божественные существа, расположенные на равномерно вращающихся сферах, которые состоят из эфира; все множество неподвижных звезд несет на себе одна общая сфера, а каждую из планет – несколько сфер; наблюдаемая беспорядочность и неравномерность движения планет объясняются наложением друг на друга различных круговых движений; сложность небесных круговращений приводит к тому, что в мире имеют место возникновение и уничтожение; непосредственно под эфиром располагаются четыре элемента, способные взаимопревращаться; эфир не испытывает перемен и изъят из круга превращений. О комментарии к «Категориям» Аристотеля говорит Гален, однако не упоминает Симпликий. Свидетельством о существовании комментария Адраста к «Физике» Аристотеля является фрагмент из комментария Симпликия, в котором мнение Адраста дано в передаче Порфирия. Афиней в «Пирующих софистах» упоминает об историко-литературном исследовании, посвященном сочинению Теофраста «О нравах» в пяти книгах, а «шестая книга была посвящена Никомаховой этике». Это произведение из пяти книг с продолжением в виде шестой обычно считают произведением Адраста. Возможно, его исследование по этике Аристотеля было частично инкорпорировано в анонимный комментарий к «Никомаховой этике». Кроме того, он был известен как автор трактата «О порядке сочинений Аристотеля». Согласно Адрасту, после «Категорий» должны следовать не «Аналитики», а «Топика», ибо следует идти от общепринятых суждений к научным, от вероятных к совершенно истинным. Известно, что он использовал другое название для трактата «Категории» – «Прототопика», с чем Симпликий был не согласен. Возможно, желание переименовать трактат было вызвано наличием в корпусе аристотелевских сочинений еще одной книги о категориях, вероятно, позднейшего учебника, по словам Адраста, книга отличалась кратким и сжатым стилем. Неизвестно, считал ли сам Адраст это произведение аутентичным, но ясно, что не этими «Категориями» начинался «Органон». К нему восходят свидетельства о том, что трактат «Физика» имел несколько вариантов названий: «О началах», или «Лекции по физике» – или первые пять книг называли «О началах», а остальные три – «О движении».
Досье личности
АДРАСТ Афродисийский
Имя латиницей: Adrastus of Aphrodisias
Пол: мужской
Дата рождения: оценка 00.00.120
Дата смерти: оценка 00.00.180 Возраст (60)
Знак зодиака: Неизвестно
По восточному: Обезьяна
География: БАЛКАНЫ, ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ, СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ.
Ключевые слова: знание, музыка, наука, философ.
Anno: 0150
АДРАСТ Афродисийский
- АЛЕКСАНДР Афродисийский (180 - 250)
- АРИСТОТЕЛЬ (384 до н.э. - 322 до н.э.)
- АФИНЕЙ (180 - 240)
- ГАЛЕН Клавдий (129 - 201)
- ГИППАРХ из Никеи (190 до н.э. - 125 до н.э.)
- КАЛКИДИЙ (310 - 380)
- ПЛАТОН (философ) (427 до н.э. - 347 до н.э.)
- ПЛОТИН (204 - 270)
- ПОРФИРИЙ (философ) (233 - 304)
- ПРОКЛ Диадох (412 - 485)
- СИМПЛИКИЙ (490 - 549)
- ТЕОН Смирнский (70 - 135)
- ТЕОФРАСТ (372 до н.э. - 287 до н.э.)
- `т ХООФТ Герардус
- ААВИК Йоханнес
- ААЗЕН Ивар Андреас
- ААРЕНС Эдуард
- ААРОН (врач)
- ААРОН бен ИОСИФ
- ААРОН БЕН ЭЛИА НИКОМЕДИЙСКИЙ
- АБАГАЗ
- АБАГЯН Армен Артаваздович
- АБАДИ Жозеф Луис Ирене Жан
- АБАДИ Шарль
- АБАЕВ Василий Иванович
- АБАКУМОВ Глеб Арсентьевич
- АБАЛАКИН Виктор Кузьмич
- АБАЛКИН Леонид Иванович
- АБАЛЬ МЕДИНА Хуан Мануэль
- АБАСОВ Митат Теймур оглы
- АБАШЕВ Дмитрий Николаевич
- АБАШЕВ Николай Иванович
- АББАНЬЯНО Никола
- АББАТИ МАРЕСКОТТИ Пьетро
- АББЕ Эрнст Карл
- АББОТ Чарлз Грили
- АБГАРЯН Карлен Арамович
- АБД аль-ЛАТИФ
- АБД АР-РАЗЗАК Самаркандский
- АБДАЛЛА Исмаил Сабри
- АБДАНК-АБАКАНОВИЧ Бруно
- АБДЕРГАЛЬДЕН Эмиль
- АБДУЛИН Айтмухамед Абдуллаевич
- АБДУЛЛАЕВ Гасан Мамед Багир оглы
- АБДУЛЛАЕВ Ильяс Керим оглы
- АБДУЛЛАЕВ Хабиб Мухаммедович
- АБЕГГ Рихард Вильгельм Генрих
- АБЕГЯН Манук Хачатурович
- АБЕЛЕВ Гарри Израйлевич
- АБЕЛЬ Джон Джекоб
- АБЕЛЬ Кларк
- АБЕЛЬ Нильс Хенрик
- АБЕЛЬ Норман
- АБЕЛЬ Отенио
- АБЕЛЬ Рудольф (бактериолог)
- АБЕЛЬСОН Филипп Хауге
- АБЕЛЯР Пьер
- АБЕНБЕДЕР Севильский
- АБЕРКРОМБИ Джон (врач)
- АБЕТТИ Антонио
- АБИХ Вильгельм Герман
- АБИШАЛА Александрас Альгирдас
- АБКИН Абрам Давыдович
- АБЛОВ Антон Васильевич
- АБОВ Юрий Георгиевич
- АБОЛИН Роберт Иванович
- АБРААМ КРЕТАЦИ
- АБРАГАМ Анатоль
- АБРАГАМ Макс
- АБРАМИ Пьер
- АБРАМОВ Николай Александрович
- АБРАМОВ Николай Николаевич
- АБРАМОВ Федор Алексеевич
- АБРАМОВИЧ Генрих Наумович
- АБРАМЯН Бениамин Левонович
- АБРАНШИШ Энрики
- АБРАХАМ Карл