древнегреческий скульптор 2-й и 3-й четверти V в. до н. э. Один из крупнейших мастеров древнегреческого искусства эпохи высокой классики. Был уроженцем Афин, его отца звали Хармидом. Мастерству скульптора учился в Афинах в школе Гегия и в Аргосе в школе Агелада (в последней, возможно, одновременно с Поликлетом). Среди существующих ныне статуй нет ни одной, которая бы несомненно принадлежала Фидию. Наши знания о его творчестве основаны на описаниях античных авторов, на изучении поздних копий, а также сохранившихся работ, которые с большей или меньшей достоверностью приписываются Фидию. Среди его ранних работ, созданных ок. 470-450 гг. до н. э., следует назвать культовую статую Афины Ареи в Платеях, сделанную из позолоченного дерева (одежда) и пентелийского мрамора (лицо, руки и ноги). К тому же периоду, ок. 460 г. до н. э., относится мемориальный комплекс в Дельфах, сооруженный в честь победы афинян над персами в Марафонской битве. Тогда же (ок. 456 г. до н. э.), и тоже на средства от добычи, захваченной в Марафонской битве, Фидий установил на Акрополе колоссальную бронзовую статую Афины Промахос (Заступницы). Другая бронзовая статуя Афины на Акрополе, т. н. Афина Лемния, которая держит шлем в руке, была создана им ок. 450 г. до н. э. по заказу аттических колонистов, отплывавших на остров Лемнос. Возможно, две статуи, находящиеся в Дрездене, а также голова Афины из Болоньи являются ее копиями. Хрисоэлефантинная (из золота и слоновой кости) статуя Зевса в Олимпии считалась в древности шедевром Фидия. У Диона Хрисостома и Квинтилиана (I в. н. э.) говорится, что благодаря непревзойденной красоте и богоугодности творения Фидия обогатилась сама религия, а Дион добавляет, что всякий, кому довелось увидеть эту статую, забывает все свои печали и невзгоды. Подробное описание статуи, считавшейся одним из семи чудес света, имеется у Павсания. Зевс был изображен сидящим. На ладони правой его руки стояла богиня Ника, а в левой он держал скипетр, наверху которого сидел орел. Зевс был бородатым и длинноволосым, с лавровым венком на голове. Сидящая фигура едва не касалась потолка головой, так что возникало впечатление, что если Зевс встанет, то снесет с храма крышу. Трон был богато украшен золотом, слоновой костью и драгоценными камнями. В верхней части трона над головой статуи помещались с одной стороны фигуры трех Харит, а с другой – трех времен года (Ор); на ножках трона были изображены танцующие Ники. На перекладинах между ножками трона стояли статуи, представлявшие олимпийские состязания и битву греков (возглавляемых Гераклом и Тесеем) с амазонками. Выполненный из черного камня пьедестал трона украшали золотые рельефы, на которых были изображены боги, в частности Эрот, который встречает выходящую из морских волн Афродиту, и увенчивающая ее венком Пейто (богиня убеждения). Статуя Зевса Олимпийского или одна его голова изображались на монетах, которые чеканились в Элиде. Относительно времени создания статуи ясности не было уже в античности, но, поскольку строительство храма было завершено ок. 456 г. до н.э., вероятнее всего, статуя была поставлена не позднее ок. 450 г. до н. э. (теперь возобновились попытки отнести Зевса из Олимпии ко времени после Афины Парфенос). Когда Перикл развернул в Афинах широкое строительство, Фидий возглавил все работы на Акрополе, среди прочего и возведение Парфенона, которое вели архитекторы Иктин и Калликрат в 447-438 гг. до н. э. Парфенон, храм богини-покровительницы города Афины, одно из наиболее прославленных созданий античной архитектуры, представлял собой дорический периптер. Обильное пластическое убранство храма выполнила большая группа скульпторов, работавшая под началом Фидия и, вероятно, по его эскизам (наиболее знамениты находящиеся теперь в Британском музее рельефные фризы Парфенона и фрагментарно сохранившиеся статуи с фронтонов). Стоявшую в храме культовую хрисоэлефантинную статую Афины Парфенос, которая была закончена в 438 г. до н. э., изваял сам Фидий. Описание Павсания и многочисленные копии дают о ней достаточно ясное представление. Афина изображалась стоящей в полный рост, на ней был длинный, свисавшей тяжелыми складками хитон. На ладони правой руки Афины стояла крылатая богиня Ника; на груди Афины была эгида с головой Медузы; в левой руке богиня держала копье, а к ее ногам был прислонен щит. Около копья свернулась священная змея Афины (Павсаний называет ее Эрихтонием). На постаменте статуи было изображено рождение Пандоры (первой женщины). Как пишет Плиний Старший, на внешней стороне щита была вычеканена битва с амазонками, на внутренней – борьба богов с гигантами, а на сандалиях Афины имелось изображение кентавромахии. На голове богини был шлем, увенчанный тремя гребнями, средний из которых представлял собой сфинкса, а боковые грифонов. У Афины имелись украшения: ожерелья, серьги, браслеты. Близость стиля со скульптурами и рельефами Парфенона чувствуется в статуях Деметры (ее копии находятся в Берлине и Шершеле, Алжир) и Коры (копия на вилле Альбани). Мотивы обеих статуй использованы в знаменитом большом вотивном рельефе из Элевсина (Афины, Археологический музей), римская копия которого имеется в музее Метрополитен в Нью-Йорке. Складки одеяния Коры близки по стилю драпировкам статуи стоящего Зевса, копия которой хранится в Дрездене, а торс, возможно, являющийся фрагментом оригинала, – в Олимпии. К фризу Парфенона близок по стилю Анадумен (юноша, завязывающий повязку вокруг головы); возможно, она была создана в качестве ответа Диадумену Поликлета. Статуя Фидия гораздо естественнее в смысле позы и жеста, но несколько грубее. Вместе с Поликлетом и Кресилаем Фидий принимал участие в конкурсе на статую раненной амазонки для храма Артемиды в Эфесе и занял второе место после Поликлета; копией с его статуи считается т. н. Амазонка Маттеи (Ватикан). Раненная в бедро, амазонка заткнула хитон за пояс; чтобы уменьшить боль, она опирается на копье, ухватившись за него обеими руками, причем правая поднята выше головы. Как и в случае Афины Парфенос и рельефов Парфенона, богатое содержание помещено здесь в простую форму. Творения Фидия грандиозны, величественны и гармоничны; форма и содержание находятся в них в совершенном равновесии. Ученики мастера, Алкамен и Агоракрит, продолжали работать в его стиле в последней четверти V в. до н. э., а многие другие скульпторы, среди них Кефисодот, – и в первой четверти IV в. до н. э. Был обвинен в осквернении божества, брошен в тюрьму, где и скончался по одним данным от яда, по другим – от лишений.
Досье личности
ФИДИЙ
Имя латиницей: Pheidias
Пол: мужской
Дата рождения: реконструировано 00.00.480 до н.э.
Дата смерти: приблизительно 00.00.431 до н.э. Возраст (49)
Знак зодиака: Неизвестно
По восточному: Обезьяна
География: БАЛКАНЫ, ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ, СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ.
Ключевые слова: искусство, основатель, педагог, скульптор.
Anno: -0465
ФИДИЙ
- АГЕЛАД из Аргоса (550 до н.э. - 480 до н.э.)
- АГОРАКРИТ (471 до н.э. - 409 до н.э.)
- АЛКАМЕН (470 до н.э. - 400 до н.э.)
- АРХИМЕД (287 до н.э. - 212 до н.э.)
- АСПАСИЯ (470 до н.э. - 420 до н.э.)
- ДИОН Хрисостом (40 - 120)
- ЕВФРАНОР (380 до н.э. - 330 до н.э.)
- ИКТИН (480 до н.э. - 420 до н.э.)
- КАЛЛИКРАТ (архитектор) (480 до н.э. - 420 до н.э.)
- КВИНТИЛИАН (35 - 96)
- КЕФИСОДОТ Старший (421 до н.э. - 356 до н.э.)
- КРЕСИЛАЙ из Кидонии (460 до н.э. - 410 до н.э.)
- КРИТИЙ (скульптор) (496 до н.э. - 427 до н.э.)
- МИРОН (скульптор) (470 до н.э. - 420 до н.э.)
- МИС (490 до н.э. - 440 до н.э.)
- ПАВСАНИЙ (писатель) (145 - 199)
- ПЕОНИЙ (470 до н.э. - 410 до н.э.)
- ПЕРИКЛ (490 до н.э. - 429 до н.э.)
- ПЛИНИЙ Старший (23 - 79)
- ПОЛИГНОТ (живописец) (495 до н.э. - 420 до н.э.)
- ПОЛИКЛЕТ Старший (481 до н.э. - 424 до н.э.)
- СТИЛЬПОН из Мегары (370 до н.э. - 280 до н.э.)
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- http://ru.wikipedia.org
- http://bibliotekar.ru
- http://www.hrono.ru
- http://art.liim.ru
- http://100v.com.ua
- http://www.1arhi.ru