американский режиссер, актер, сценарист, писатель. С 1931 г. работал в театре, в 1939 г. был приглашен в Голливуд, где дебютировал фильмом «Гражданин Кейн» (1941), в котором блистательно сыграл главную роль. Это история взлета и падения уроженца маленького городка, ставшего богатым и властным газетным магнатом (премия «Оскар»). Фильм отличало оригинальное построение сюжета, необычное использование звука, новые способы съемки, породившие и новую стилистику: глубинные мизансцены, нижние ракурсы. Критика приняла картину восторженно, хотя рядовой зритель ничего не понял. То же повторилось и с «Великолепными Амберсонами» (1942) – сатирой на американское общество рубежа ХХ в., фильмом хотя и не столь смелым и оригинальным, как первый, но хорошо передававшим атмосферу времени и взгляды режиссера на природу богатства и классовые барьеры в Америке. В 1947 г. снял фильм «Леди из Шанхая», но уже в массовом жанре триллера, опять поставив под сомнение такие основополагающие ценности американской жизни, как богатство, власть, слава. Режиссер привнес в эту картину элемент романтики, противостоящей насквозь пропитанной прагматизмом жизни толстосумов. Олицетворением ее стал безработный моряк Майкл О` Хара, прекрасно сыгранный самим режиссером. Роль таинственной героини исполнила в фильме голливудская кинозвезда Рита Хейуорт, жена режиссера, с которой он вскоре расстался. В стандартном, ничем не примечательном сюжете, взятом из бульварного романа, он сумел показать страсти почти шекспировской глубины. Великим английским драматургом он увлекался с детства, переиграл в театре почти все его роли, а став постановщиком, экранизировал три трагедии: «Макбет» (1948), «Отелло» (1952), «Полуночные колокола» (1966). Несмотря на неканоническую и спорную трактовку, они по духу своему оказались более шекспировскими, чем ремесленные поделки, скрупулезно следовавшие тексту пьес великого драматурга. В 1958 г. снял еще один фильм в жанре триллера «Печать зла» (1958). Это запутанная детективная история о том, что власть развращает. Но в подтексте просматривалась глубинная подоплека, характерная не только для этой картины, но и для всего его творчества: видение мира как некой моральной паутины, где всякий поступок человека влечет за собой многочисленные непредвиденные последствия. Последней значительной лентой режиссера стал фильм «Процесс» (1962, по роману Франца Кафки), снятый в Европе. С точки зрения использования художественных средств, это лучший фильм Уэллса после «Гражданина Кейна». Из всех экранизаций знаменитого романа эта ближе всего к передаче кафкианского зловещего, причудливого, извращенного мира. Но трактует он его не метафизически, а реалистически, перенося зрителей в бюрократические лабиринты, где человек блуждает в поисках ключа к своей судьбе. С годами деньги на постановку своих фильмов находить ему становилось все труднее, и последнюю четверть века своей жизни он уже работал в основном в качестве актера, снимаясь главным образом за рубежом – в Англии, Франции, Италии – нередко в проходных фильмах и маленьких ролях. Несколько начатых им, как постановщиком, лент так и остались незаконченными («Дон-Кихот», 1955-1971, «В мертвой точке», 1967, «Оборотная сторона ветра», 1971). В последнем фильме, во многом автобиографичном, он показал унижения режиссера, ищущего средства для постановки своей картины. Удалось окончить лишь «Подделку» («Правда и ложь», 1975) – о фальсификации произведений литературы и искусства, а шире – границе между реальностью и иллюзией. В 1970 г. режиссер получил специальную премию «Оскар» за вклад в киноискусство, а в 1975 г. – премию Американского киноинститута, в 1982 г. Золотой приз на венецианском кинофестивале за выдающийся вклад в мировое киноискусство. Орсон Уэллс – режиссер, который разрушил многие кинематографические традиции и кардинально изменил понимание реальных возможностей экранного видения. Он создал новаторский – технически и эстетически – художественный стиль в послевоенном американском кино. «Гражданин Кейн» вошел в списки лучших фильмов всех времен и народов.
Досье личности
УЭЛЛС Орсон
Другое имя: Уэллс Джордж Орсон
Имя латиницей: Welles Orson
Пол: мужской
Дата рождения: 06.05.1915
Место рождения: Кеноша, штат Висконсин, США
Дата смерти: 09.10.1985 Возраст (70)
Место смерти: Лос-Анджелес, штат Калифорния, США
Знак зодиака: Телец
По восточному: Кот
География: США.
Ключевые слова: артист, венеция, искусство, кино, литература, оскар, писатель, режиссер, сценарист, театр.
Anno: 1941
Орсон УЭЛЛС
- АЛЕКСЕЕВ Алексис (1901 - 1982)
- БАБЕНКО Эктор (1946 - 2016)
- БОГДАНОВИЧ Питер (1939 - )
- ВИЛЬМОРЕН Луиза де (1902 - 1969)
- ГРИН Грэм (1904 - 1991)
- КАФКА Франц (1883 - 1924) (УЭЛЛС Орсон экранизировал роман КАФКИ Франца)
- КИД ОРИ (1886 - 1973)
- КОСТЕЛЛО Долорес (1903 - 1979)
- МОРО Жанна (1928 - 2017)
- ПЕРКИНС Антони (1932 - 1992)
- УАЙЗ Роберт (1914 - 2005)
- ФОРД Джон (кинорежиссер) (1894 - 1973)
- ХЕЙУОРТ Рита (1918 - 1987) (УЭЛЛС Орсон муж ХЕЙУОРТ Риты)
- ХОДОРОВСКИ Алехандро (1929 - )
- ШЕКСПИР Уильям (1564 - 1616) (Орсон УЭЛЛС экранизировал трагедии Уильяма ШЕКСПИРА)
- ЭЛМИР де ХОРИ (1905 - 1976)
- АФОРИЗМЫ, ИСТОРИИ, АНЕКДОТЫ
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
25.11.2014 Мартыненко Ольга
При герцогах Борджиа в Италии на протяжении 30 лет царили война, террор и убийства, зато Италия дала нам Микеланджело, Леонардо да Винчи и эпоху Возрождения. А что дала нам Швейцария за 500 лет демократии, братской любви и мира? Часы с кукушкой?