античный философ-неоплатоник, представитель Афинской школы неоплатонизма, комментатор Платона и Аристотеля. Ученик и преемник Плутарха Афинского на посту схоларха платоновской Академии. Известен как комментатор Аристотеля; комментировал «Категории», «Об истолковании», «Аналитику I», «Физику», «О небе» и «О душе». Сохранились его комментарии к III, IV, XIII и XIV книгам «Метафизики», в котором он защищает платоновское учение об идеях против критики Аристотелем (что в целом было нехарактерно для общей тенденции комментаторов-неоплатоников примирять учения Аристотеля и Платона). По фрагментам и свидетельствам известны комментарии Сириана к «Органону». Также сохранились комментарии к двум риторическим сочинениям Гермогена Тарсского. Известный комментарий Гермия Александрийского к платоновскому «Федру» представляет собой запись лекций Сириана. По свидетельствам известно о его утраченном сочинении о согласии между Орфеем, Пифагором и Платоном, написанном с уклоном в неопифагореизм и нумерологию. Проявлял большой интерес к поэзии, прежде всего к Гомеру и к Орфею (под Орфеем во времена Сириана понимался вполне реальный автор большого корпуса философско-поэтических произведений). Также интересовался т. н. «халдейской», то есть мистической литературой. Интересные сведения об этом содержатся у Марина: «От этого же учителя [Сириана] воспринял он [Прокл] и начала орфического и халдейского богословия...». Влияние Сириана распространялось и на Афинскую и на Александрийскую школы неоплатонизма. Прокл называет его своим отцом и считает образцом подлинного философа. В первоедином у Сириана безусловно проводится введенное еще Ямвлихом разделение на непознаваемость абсолютную и относительную. То есть у Сириана с одной стороны имеется просто Единое (Благо), непознаваемое абсолютно, с другой возникает и т. н. «идея Единого (Блага)», познаваемая как собственно идея Единого (Блага), которое само, тем не менее, непознаваемо. Единое у Сириана мыслится в двух разных аспектах-принципах, заимствованных из старого пифагореизма – принципе «монады» и «неопределенной диады». Эти два принципа существуют сами по себе (потому называются «монада-в-себе» и «диада-в-себе»), и их слиянием-объединением образуется бесконечный ряд оформленностей. То есть «породительная потенция», «эманация», «многосоставность» образует числа, которыми наполняются все миры, – «божественные», «интеллектуальные», «психические», «физические» и «чувственно-воспринимаемые». Взятые сами по себе, числа делятся у Сириана на «счетные» и «сущностные». Здесь имеется в виду, с одной стороны, составленность каждого числа из единиц, а с другой стороны, та их цельность, которая уже неделима на единицы и которую мы каждый раз так и мыслим-обозначаем в неделимом виде, то есть как «двойку», «тройку», «дюжину», «сотню», «тысячу» и т. д., не подразумевая [для конкретного случая] то, что они собственно из чего-либо состоят. То есть если «счетные» числа являются абстрактной и доноэтической сферой, «сущностные» – уже тем «чем-то», что собственно образуется из них в Нусе, где они получают субстанциальную качественность. В ноуменальной сфере у Сириана проводится «стандартное» неоплатоническое разделение ее на Ум мыслимый (то есть ум как объект), и на Ум мыслящий (то есть ум как субъект). Это разделение, восходящее еще к Аристотелю, присутствует в нетерминированном виде у Плотина и в терминированном – у Ямвлиха. Сириан, следуя главным образом Теодору Асинскому, разрабатывает «давно ожидавшийся» (и ранее уже «нащупанный» Плотином, Теодором Асинским и Ямвлихом) третий, синтезирующий момент, который позже у его ученика Прокла примет формально-терминологическое закрепление. Этот третий момент у Сириана и мыслится как собственно «основной» творческий ум, хотя сущий еще до перехода в то, что он будет творить и для чего он будет прообразом и идеей (то есть до перехода в мировую душу и тем более в космос). По Проклу, Сириан учит, что этот ум-демиург находится на вершине интеллектуального мира, и что он не что иное, как Зевс, и что этот Зевс, восседающий на вершине Олимпа, управляет всей космической и надкосмической областью и «обнимает начало, середину и конец целости» (замечание, крайне характерное по сути позднего неоплатонизма). В отношении третьей основной неоплатонической ипостаси, то есть мировой души, Сириан более последовательно проводит тройную схему пребывания, исхождения и возвращения; учит о тех душевных эйдосах, которые, в отличие от чисто ноуменальных, становятся логосами в процессе одушевления душой всего материального; производит деление на богов, ангелов, демонов, героев и бестелесные души (позже закрепленное у Прокла).
Досье личности
СИРИАН Александрийский
Имя латиницей: Syrianus
Пол: мужской
Дата рождения: реконструировано 00.00.380
Дата смерти: реконструировано 00.00.450 Возраст (70)
Знак зодиака: Неизвестно
По восточному: Дракон
География: БАЛКАНЫ, БЛИЖНИЙ ВОСТОК, ВИЗАНТИЯ, СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ.
Ключевые слова: знание, наука, философ.
Anno: 0412
СИРИАН Александрийский
- АРИСТОТЕЛЬ (384 до н.э. - 322 до н.э.)
- АТТИК (философ) (145 - 200)
- ГЕРМИЙ Александрийский (410 - 450)
- ГЕРМОГЕН Тарсский (120 - 180)
- ГОМЕР (780 до н.э. - 712 до н.э.)
- ДАМАСКИЙ (455 - 535)
- КРОНИЙ (135 - 190)
- МАРИН Неаполитанский (450 - 495)
- ПИФАГОР Самосский (569 до н.э. - 491 до н.э.)
- ПЛАТОН (философ) (427 до н.э. - 347 до н.э.)
- ПЛОТИН (204 - 270)
- ПЛУТАРХ Афинский (350 - 432)
- ПРОКЛ Диадох (412 - 485)
- ТЕОДОР Асинский (275 - 360)
- ЭДЕСИЯ (410 - 480)
- ЯМВЛИХ из Халкиды (244 - 329)
- НИКОЛАЙ II Хрисоверг (патриарх Канстантинопольский)
- НИКОЛАЙ III (патриарх Константинопольский)
- НИКОЛАЙ IV (патриарх Константинопольский)
- НИКОЛАЙ Мистик (патриарх Константинопольский)
- НИФОНТ I (патриарх Константинопольский)
- НИФОНТ II (патриарх Константинопольский)
- ОРИБАСИЙ
- ПАВЕЛ I (архиепископ Константинопольский)
- ПАВЕЛ IV (патриарх Константинопольский)
- ПАВЕЛ Эгинский
- ПАЛЛАД
- ПЕРТИНАКС (епископ Византийский)
- ПЛУТАРХ (епископ Византийский)
- ПЛУТАРХ Афинский
- ПОЛИЕВКТ (патриарх Константинопольский)
- ПОЛИКАРП I (епископ Византийский)
- ПОЛИКАРП II (епископ Византийский)
- ПРОКЛ (архиепископ Константинопольский)
- ПРОКЛ Диадох
- ПРОКОПИЙ Кесарийский
- ПУЛЬХЕРИЯ
- РОМАН I Лакапин
- РОМАН II Младший (Византия)
- РОМАН III Аргир
- РОМАН IV Диоген
- РОМАН Сладкопевец
- СЕДЕКИОН (епископ Византийский)
- СЕРАФИМ II (патриарх Константинопольский)
- СЕРГИЙ I (патриарх Константинопольский)
- СЕРГИЙ II (патриарх Константинопольский)
- СИНЕЗИЙ Киренский
- СИРИАН Александрийский
- СИСИНИЙ I (архиепископ Константинопольский)
- СИСИНИЙ II (патриарх Константинопольский)
- СОКРАТ СХОЛАСТИК
- СОФИЯ Палеолог
- СТАВРАКИЙ
- СТЕФАН I (патриарх Константинопольский)
- СТЕФАН II (патриарх Константинопольский)
- СТОБЕЙ
- ТАРАСИЙ (патриарх Константинопольский)
- ТИБЕРИЙ II Константин
- ТРИФОН (патриарх Константинопольский)
- ФЕОДОР I Ласкарис
- ФЕОДОР II (патриарх Константинопольский)
- ФЕОДОР II Ласкарис
- ФЕОДОРА
- ФЕОДОРА (Византия)
- ФЕОДОРА (супруга Феофила)
- ФЕОДОСИЙ I (патриарх Александрийский)
- ФЕОДОСИЙ II
- ФЕОДОСИЙ III
- ФЕОДОТ I (патриарх Константинопольский)
- ФЕОФАН Исповедник
- ФЕОФИЛ (император)
- ФЕОФИЛ Эдесский
- ФЕОФИЛАКТ (патриарх Константинопольский)
- ФИЛИППИК
- ФИЛОФЕЙ (патриарх Константинопольский)
- ФЛАВИАН (патриарх Константинопольский)
- ФЛАВИЙ МАРКИАН
- ФОКА
- ФОМА I (патриарх Константинопольский)
- ФОМА Славянин