Досье личности

Ценность: 1,75 (12)

Симпатия: 1,75 (12)

дата обновления - 2018-04-06

просмотров - 3

ФЕОФАН Исповедник

Имя латиницей: Theophanes Homologetes

Пол: мужской

Дата рождения: приблизительно 00.00.760

Место рождения: Константинополь, Турция

Дата смерти: 00.00.818 Возраст (58)

Место смерти: остров Самофракия, Греция

Знак зодиака: Неизвестно

По восточному: Крыса

География: БАЛКАНЫ, БЛИЖНИЙ ВОСТОК, ВИЗАНТИЯ, СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ.

Ключевые слова: знание, историк, наука.

Anno: 0810

ФЕОФАН Исповедник

византийский монах, летописец, почитается православной церковью как преподобный, исповедник. Память 12 (25) марта. Биография его известна из «Жития святого Феофана Исповедника» пера патриарха Мефодия (843-847), а также из его собственного произведения «Хронография». Родился в Константинополе в знатной семье, придерживавшейся иконопочитания. Отец Феофана, Исаак, был в родстве с византийским императором Львом III Исавром и, несмотря на религиозные расхождения, находился в таком доверии у императора-иконоборца Константина V, что тот назначил Исаака стратигом фемы Эгейского моря, а впоследствии лично заботился о том, чтобы рано осиротевший Феофан получил хорошее образование. Как и его отец, Феофан избрал карьеру чиновника и довольно быстро преуспел: при Льве IV Хазаре он, несмотря на свою молодость, был назначен стратором, а вскоре, вслед за этим, получил титул спафария. При том же императоре Феофан вступил в брак с Мегало, дочерью византийского патриция Льва. Однако по согласию с невестой Феофан сохранил целомудрие, желая принять монашество. Посетив однажды с супругой монастыри в Сигрианской области (Малая Азия), Феофан встретил старца Григория Стратигия, который предсказал супруге Феофана, что ее муж будет удостоен мученического венца. Через некоторое время супруга Феофана была пострижена в монахини в одном из монастырей Вифинии, а Феофан принял иноческий постриг от старца Григория.

По благословению старца Феофан устроил монастырь на острове Калоним в Мраморном море и затворился в келии, занимаясь переписыванием книг богословского содержания. В этом занятии Феофан достиг высокого мастерства. Феофан основал еще один монастырь в Сигрианской области, в месте, называемом «Великое Село» (или – «Великое Поле») на побережье Мраморного моря, между Кизиком и устьем Риндака, и стал его игуменом. Преподобный сам принимал участие во всех монастырских работах и для всех был примером трудолюбия и подвига. Ему приписывается дар чудотворения: исцеление болезней и изгнание бесов. В 787 г. в Никее собрался Второй Никейский собор, который осудил иконоборчество. Житие указывает, что Феофан принимал участие в Соборе, но имени его не встречается среди игуменов и архимандритов, подписавших деяния собора. В противоположность студитам, он занимал примиренческую позицию патриарха святителя Тарасия в разногласиях, вызванных в Церкви расторжением брака Константина VI. В возрасте 50 лет Феофан тяжело заболел, и болезнь уже не оставляла его до самой смерти. В 818 г. император Лев V Армянин, возобновивший иконоборчество, вызвал Феофана в Константинополь и убеждал отречься от почитания икон, а после отказа приказал заключить его в тюрьму. Обитель «Великое Село» была сожжена. Пробыв в темнице 23 дня, Феофан скончался.

По другим источникам, после годичного заключения Феофана сослали на остров Самофракию, где он вскоре и умер. После смерти Льва Армянина обитель «Великое Село» была восстановлена, и туда были перенесены мощи Феофана. Единственное сочинение Феофана – «Хронография» («Жизнеописания византийских царей») было составлено им как продолжение оставшейся незаконченной всемирной хроники его друга Георгия Синкела, по настоятельной просьбе последнего. Хотя Феофан и подчеркивает случайность своего обращения к истории (он уступил лишь просьбам умирающего Георгия), им создан один из значительнейших памятников византийской историографии. Особенно ценна «Хронография» при изучении истории Византии в VII-VIII вв., о которых до наших дней дошло мало иных свидетельств. Рассказ начинается там, где остановился Георгий, – с 284 г., и доходит до 813 г. Сочинение претендует на всемирный охват: Феофан говорит о событиях, происходивших у персов, арабов и других варварских народов. Последующие византийские историки во многом зависели от нее: «Хронографию» цитирует Симеон Логофет, выдержки из нее приводил в трактате «Об управлении империей» Константин VII Багрянородный, опирались на нее и другие летописцы вплоть до Федора Скрутариота (XIII в.). Авторство «Хронографии» небесспорно. На создание огромной по объему летописи у Феофана было лишь несколько лет: со времени смерти Синкела в 813 г. до ареста в 815/816 г. и собственной смерти в 818 г. Ничего не говорится о летописании в «Житии» Феофана, однако именно ему приписывают данный труд Анастасий Библиотекарь (810-878), переведший «Хронографию» на латынь, и император Константин Багрянородный (913-959).

Медиа (0)
Связи (19)
Источники (7)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх