древнегреческий мыслитель, религиозный и политический деятель, основатель философско-религиозного учения, получившего название пифагореизма. Сведения о жизни и учении Пифагора довольно скудны и малодостоверны; их трудно отделить от легенд, представляющих его как полубога, совершенного мудреца, наследника всей античной и ближневосточной науки, чудотворца и мага. Сам Пифагор не оставил никаких трудов, и все сведения о нем и его учении основываются на устных свидетельствах учеников и последователей. Он покинул родной остров Самос в 18-летнем возрасте; как считается, в знак протеста против тирании Поликрата. Посетил в своих путешествиях Египет и Вавилон (позднейшие авторы предполагали, что он был посвящен в различные тайные доктрины восточных жрецов). В зрелом возрасте (по преданию, на 40-м году жизни) Пифагор поселился в южноиталийском городе Кротоне, где основал закрытое сообщество своих последователей. Ученики Пифагора образовали братство посвященных, своего рода религиозный орден, состоящий из отобранных единомышленников, почитавших своего учителя и основателя как высшее существо. Этот орден на какое-то время фактически пришел в Кротоне к власти, однако в результате антипифагорейских мятежей в конце VI в. до н. э. орден был разгромлен, а Пифагору пришлось удалиться в другую греческую колонию Метапонт, где он и умер. В религиозно-философской доктрине Пифагора ставилась цель освобождения души путем нравственного и физического очищения. По Пифагору, вечная душа переселяется с небес в тело человека или животного и претерпевает ряд переселений, пока не заслужит права вернуться обратно на небеса. Он проповедовал нравственное облагораживание невежественного народа; достижение этой цели, по его мнению, возможно лишь там, где власть принадлежит касте мудрых и знающих людей. В своей натурфилософии рассматривал мир как закономерное стройное целое, подчиненное законам «гармонии и числа». По-видимому, он был знаком с учениями Анаксимандра и Анаксимена и, подобно последнему, представлял себе мир носящимся в беспредельном воздушном пространстве. Но в противоположность монизму милетской школы исходил из предположения о двойственности начал. Гармония, по его мнению, осуществляется в противоположностях, из которых основные – «предел» и «беспредельное». Некоторые из его последователей составили таблицу 10 пар противоположностей, под которые подводилось все сущее (эту таблицу приводит Аристотель в своей «Метафизике»): предел – беспредельное, нечет – чет, единство – множество, правое – левое, мужское – женское, подающееся – движущееся, прямое – кривое, свет – мрак, добро – зло, квадрат – продолговатый четырехугольник. Первый ряд имел у пифагорейцев положительное, активное значение, второй – отрицательное, пассивное. Важнейшей заслугой пифагорейцев стало выдвижение идеи о количественных закономерностях развития мира, что содействовало развитию математических, физических, астрономических и географических знаний. По мнению Пифагора, в основе всех вещей лежит число, и познать мир – значит познать управляющие им числа. Главной целью изучения чисел и пропорций было для пифагорейцев познание и описание человеческой души. Они считали, что, познав ее, они смогут управлять процессом переселения душ с конечной целью отправить душу в некое высшее божественное состояние. Самым известным в наше время достижением Пифагора является, безусловно, носящая его имя теорема, устанавливающая связь между сторонами прямоугольного треугольника. «Теорема Пифагора» была, по-видимому, известна и до Пифагора, но ему приписывается ее доказательство в общем виде. В области математики ему приписывается также систематическое введение доказательств в геометрию, построение планиметрии прямолинейных фигур, создание учения о подобии, построение некоторых правильных многоугольников и многогранников. С именем Пифагора связывают также учение о четных и нечетных, простых и составных, о фигурных и совершенных числах, об арифметических, геометрических и гармонических пропорциях и средних.
Досье личности
ПИФАГОР Самосский
Имя латиницей: Pifagor of Samos
Пол: мужской
Дата рождения: реконструировано 00.00.569 до н.э.
Место рождения: остров Самос, Греция
Дата смерти: реконструировано 00.00.491 до н.э. Возраст (78)
Место смерти: Метапонт, Италия
Знак зодиака: Неизвестно
География: БАЛКАНЫ, ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ, СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ.
Ключевые слова: знание, идеолог, ЛИЧНОСТИ журнал, логик, математик, наука, основатель, религия, философ.
Anno: -0521
ПИФАГОР Самосский
- Числу все вещи подобны.
- Все, что познается, имеет число, ибо невозможно ни понять ничего, ни познать без него.
- Гармония есть (...) согласие разногласного.
- Мудрецом, по его [Пифагора] словам, может быть только бог, а не человек. (...) А философ [«любомудр»] – это просто тот, кто испытывает влечение к мудрости.
- Жизнь (...) подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные – торговать, а самые счастливые – смотреть; так и в жизни иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы – до единой только истины.
- Похоти уступай зимой, не уступай летом; менее опасна она весной и осенью, опасна же во всякую пору и для здоровья нехороша.
- У друзей все общее.
- Дружба есть равенство.
- Душа совершает круг неизбежности, чередою облекаясь то в одну, то в другую жизнь.
- Уходя на чужбину, не оборачивайся.
- (Пифагор) запрещает молиться о себе, потому что, в чем наша польза, мы не знаем.
- Жизнь человеческую он (Пифагор) разделял так: «Двадцать лет – мальчик, (еще) двадцать – юнец, (еще) двадцать – юноша, (еще) двадцать – старец».
- «Огня ножом не вороши», то есть человека гневного и надменного резкими словами не задевай.
- «Уходя, не оглядывайся», то есть перед смертью не цепляйся за жизнь.
- «Будь с теми, кто ношу взваливает, не будь с теми, кто ношу сваливает», – этим он велел поощрять людей не к праздности, а к добродетели и к труду.
- Без ума человек не познает ничего здравого, ничего истинного и даже не способен ничего уловить какими бы то ни было чувствами, – только ум сам по себе все видит и все слышит, прочее же и слепо и глухо.
- Где (...) необходимость, там и возможность.
- Будем относиться благоразумно и справедливо ко всем, не только к благоразумным и справедливым, и не будем честными с честными и злыми со злыми.
- Если совершается с удовольствием постыдное, то удовольствие проходит, а стыд остается; если же совершается с усилием достойное, то усилие проходит, а достойное остается.
- Чаще теряют меру в питье, чем в еде.
- Пифагор запрещает без приказания полководца, то есть божества, оставлять свой сторожевой пост, покидая жизнь.
- Среди говорящих тварей есть боги, есть люди, а еще есть Пифагор.
- Не заставляй детей ронять слезы слишком часто, иначе им будет нечего уронить над твоей могилой.
- Будь благословенно божественное число, породившее богов и людей.
- Жизнь подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные – торговать, а самые счастливые – смотреть.
- Кубок жизни был бы сладок до приторности, если бы не падало в него горьких слез.
- Если можешь быть орлом, не стремись стать первым среди галок.
- Две вещи делают человека богоподобным: жизнь для блага общества и правдивость.
- Будь другом истины до мученичества, но не будь ее защитником до нетерпимости.
- Что бы о тебе ни думали, делай то, что ты считаешь справедливым. Будь одинаково равнодушным и к порицанию, и к похвале.
- Статую красит вид, а человека – деяния его.
- Просыпаясь утром, спроси себя: «Что я должен сделать?» Вечером, прежде чем заснуть: «Что я сделал?»
- Делай великое, не обещая великого.
- Не закрывай глаз, когда хочешь спать, не разобравши всех своих поступков за прошедший день.
- Полезнее камень наобум бросить, чем слово пустое.
- Как ни коротки слова «да» и «нет», все же они требуют самого серьезного размышления.
- Благоразумная супруга! Если желаешь, чтобы муж твой свободное время проводил подле тебя, то постарайся, чтоб он ни в каком ином месте не находил столько приятности, удовольствия, скромности и нежности.
- Во время гнева не должно ни говорить, ни действовать. развернуть
ПИФАГОР Самосский в фотографиях:
- АЛКМЕОН Кротонский (490 до н.э. - 435 до н.э.)
- АММИАН Марцеллин (330 - 395)
- АНАКСИМАНДР из Милета (610 до н.э. - 540 до н.э.)
- АНАКСИМЕН (592 до н.э. - 533 до н.э.)
- АРИСТОТЕЛЬ (384 до н.э. - 322 до н.э.)
- АРКЕСИЛАЙ (315 до н.э. - 241 до н.э.)
- ГАУДЕНЦИЙ (270 - 350)
- ГЕРАКЛИТ Эфесский (544 до н.э. - 483 до н.э.)
- ГЕРМАРХ (326 до н.э. - 248 до н.э.)
- ГЕРМАХ (325 до н.э. - 250 до н.э.)
- ГИППАС Метапонтийский (482 до н.э. - 431 до н.э.)
- ГИППОБОТ (250 до н.э. - 190 до н.э.)
- ДАМО (философ) (520 до н.э. - 470 до н.э.)
- ДИКЕАРХ из Мессины (350 до н.э. - 290 до н.э.)
- ДИОГЕН Лаэртий (357 до н.э. - 298 до н.э.)
- ДИОНИСИЙ Ареопагит (35 - 96)
- ЕВКЛИД (342 до н.э. - 269 до н.э.)
- КСЕНОКРАТ (396 до н.э. - 314 до н.э.)
- ЛИСИД (480 до н.э. - 425 до н.э.)
- МОДЕРАТ из Кадиса (45 - 100)
- НИГИДИЙ ФИГУЛ (98 до н.э. - 45 до н.э.)
- НИКОМАХ из Герасы (60 - 130)
- НУМЕНИЙ (145 - 200)
- ПОЛИКРАТ (570 до н.э. - 515 до н.э.)
- СИРИАН Александрийский (380 - 450)
- СПЕВСИПП (407 до н.э. - 339 до н.э.) (СПЕВСИПП в своих трудах использовал учение ПИФАГОРА)
- ТЕПЛЬ Иоганн фон (1349 - 1414)
- ФЕАНО (500 до н.э. - 450 до н.э.)
- ФЕРЕКИД (584 до н.э. - 490 до н.э.)
- ФИЛОЛАЙ (490 до н.э. - 420 до н.э.)
- ФИЧИНО Марсилио (1433 - 1499)
- ЭЛИЙ Александрийский (540 - 600)
- ЭМПЕДОКЛ из Агригента (491 до н.э. - 434 до н.э.)
- ЭПИХАРМ (530 до н.э. - 450 до н.э.) (ПИФАГОР был учителем ЭПИХАРМА)
- АФОРИЗМЫ, ИСТОРИИ, АНЕКДОТЫ
- ЖУРНАЛ «ЛИЧНОСТИ» №13 (2008)
- А. Н. Боголюбов. Математики Механики. - Киев, Наукова думка, 1983
- http://www.bbc.co.uk/history
- http://ru.wikipedia.org
- http://to-name.ru
- http://www.epwr.ru
- http://www.physchem.chimfak.rsu.ru
- http://shkolazhizni.ru
- http://www.docme.ru