Досье личности

Ценность: 1,615 (13)

Симпатия: 1,846 (13)

дата обновления - 2019-10-23

просмотров - 5

НИ Цзань

Другое имя: Юйбэнь, Ни Юньлинь – прозвища

Имя латиницей: Ni Zan; Yuben; Ni Yunlin

Пол: мужской

Дата рождения: 00.00.1301

Место рождения: Мэйли, провинция Цзянсу, Китай

Дата смерти: 00.00.1374 Возраст (73)

Место смерти: Уси, провинция Цзянсу, Китай

Знак зодиака: Неизвестно

По восточному: Бык

География: ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ, КИТАЙ.

Ключевые слова: живопись, знание, искусство, литература, поэт, художник.

Anno: 1343

НИ Цзань

китайский художник, каллиграф и поэт. Один из шести крупнейших (наряду с Ван Мэном, Гао Кэгуном, У Чжэнем, Хуан Гунваном и Чжао Мэнфу) художников эпохи Юань, традиционно относимый к когорте четырех ведущих пейзажистов этой эпохи. Происходил из семьи крупного землевладельца. Его семья также интересовалась литературой, имела большую библиотеку. Поэтому с детства получал знания в различных областях, особенно интересовался поэзией, прозой и живописью. На территории семейного поместья был свой роскошный парк, известным под названием «Лес заоблачных высей», в котором были построены многочисленные беседки и павильоны с поэтическими названиями – «павильон светлой печали», «грот белоснежного журавля», «беседка беззаботного покоя» и т. д. Впоследствии построил собственный павильон, где проводил время за книгами или создавая рисунки. Он отказался поступать на государственную службу монгольской династии Юань.

В 1330-х гг. правительство императора Тоґон-Тэмура в связи со сложным экономическим положением внедрил налоги на крупных землевладельцев. Чтобы избежать налогов Ни Цзань передал свое имение во владение даосскому храму. С началом многочисленных крестьянских восстаний (1340-е) оставил свой дом и около 20 лет путешествовал реками и озерами между Сучжоу и Синьцзян. Большую часть времени проводил в домике на лодке, изредка останавливаясь у знакомых или друзей, расплачиваясь за их гостеприимство своими картинами. Один из претендентов на трон, узурпатор Чжан Шичэн, оккупировавший Сучжоу в 1356-1367 гг., постоянно приглашал Ни Цзаня присоединиться к его «двору», однако художник всякий раз отказывался, стремясь избежать любой возможности быть втянутым в военные или политические дрязги. С падением династии Юань и установления династии Мин (1368) решил вернуться домой, в 1371 г. переехал в Уси, где вскоре заболел и умер в доме своего знакомого.

Работал только в ландшафтной живописи. Его пейзажи, безлюдные, пустынные и прозрачные, можно рассматривать как символы возвышенной независимости от общества и как стремление к чистому, простого и спокойному миру. Ранний его пейзаж датируется 1339 г., в нем присутствуют человеческие фигурки. В пейзаже «Воды и бамбуковый домик» (1343) человеческих фигур уже нет, однако он тоже отличается от типичных для более позднего творчества художника «минималистских» пейзажей тем, что в нем изображены крытые соломой домики, забор, мост, есть изобилие покрытых листвой деревьев, и на все эти четко обрисованные предметы наложена подкраска. Картина «Шесть совершенных» или «Шесть деревьев» (1345), уже во всей полноте демонстрирует пейзажную формулу, которой художник следует в большинстве своих работ: высокий горизонт, которым заканчивается широкое речное пространство, и верхушки стоящих на переднем плане деревьев, которые недостаточно высоки, чтобы скрыть виднеющиеся вдали горы. На картине художник изобразил метафору шести честных, прямых друзей. В надписи сообщает, что стоило ему причалить к берегу, как тут же появился хозяин с фонарем и куском бумаги, настойчиво упрашивая, чтобы он нарисовал картину. Поскольку художник очень устал, он согласился. Его надпись отчасти служит объяснением, а отчасти извинением за минималистский характер произведения, который выглядит радикально даже на фоне всех пейзажных инноваций его времени. Другая картина «Далекий поток и холодные сосны» (название приведено в подписи художника) была написана в качестве подарка другу, который уезжал, чтобы поступить на службу – занять административный пост. В своей надписи автор полагает, что картина внушает идею «зова к уединению» и выражает всю притягательность безмятежного досуга, который наступит, когда человек завершит свою службу и уйдет на покой.

Среди наследия художника шедевром считается «Мастерская Жунси» (1372). Кроме пейзажей рисовал бамбук, старые деревья и камни – любимые персонажи «живописи ученых» (вэньжэньхуа): «Осенний ветер и драгоценные деревья», «Дерево, бамбук и изящный камень» и др. Необычная жизнь и оригинальное творчество Ни Цзаня стали культурным феноменом, который произвел впечатление на его современников и превратился в легенду. Помимо живописных работ оставил большое количество литературных записей и поэтических произведений, которые впервые были полностью изданы в 1723 г. в 12-томном «Собрании произведений Ни Юньлиня». Автор эссе о живописи, в котором дается характеристика художников династии Юань, их особой манере, качества отображения образов на свитках.

Медиа (8)

НИ Цзань в фотографиях:

Связи (6)
Источники (4)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх